Непал
20.04-05.05.2010
автор: Игорь Подкопаев
Туда не занесёт ни лифт, ни вертолёт,
Там не помогут важные бумаги,
Туда, мой друг, пешком и только с рюкзаком,
И лишь в сопровождении отваги…
Юрий Визбор – Альпинистам восходителям на Эверест
Ты помнишь, как всё начиналось…
Маршрут
На основании анализа отчётов, найденных в интернете и в книге BradleyMayhew, JoeBindloss«TrekkingintheNepalHimalaya» (lonelyplanet. 30 greattreks. 9thedition), которую Илья специально заказал, и где было описано множество маршрутов с указанием среднего времени на прохождение того или иного участка пути, а также куча ещё какой полезной информации, был составлен маршрут передвижения по треку. После того, как Илья мне по почте прислал свою окончательную версию маршрута – мне захотелось в Гималаи ещё больше! Ещё бы: три пятитысячника за три дня – это был вызов. Хотя с другой стороны высоту 5642м я прекрасно помню, а также очень хорошо я помню свои ощущения на этой высоте!)
Билеты
Покупка билетов растянулась на два с половиной месяца! Первоначально планировалось их приобрести ещё в конце декабря 2009, чтобы спокойно встречать новый год ещё и в предвкушении поездки, осознавая, что никуда не нужно бежать, что-то искать, отслеживать скидки, но как-то не задалось. Тогда были другие билеты и Тянь-Шань, так что дотянули до марта, когда собрались у Вадима на работе и по нету, в три пары рук купили билеты на 6-х человек. Как сейчас помню этот вечер 1-го марта: мы выходим на улицу, вечер, снег валит крупными хлопьями, а мы купили билеты в Гималаи! И не замечаешь ни снег, ни то, что уже поздно и завтра рано на работу – просто ощущение какого-то спокойствия и умиротворённости, так что Непал уже тогда начал оказывать на нас своё волшебное влияние)))
АЭРОФЛОТ SU 0533 (MOSCOW SHEREMET, RUSSIA (SVO) – DELHI, INDIA (DEL)) – 8937,5 руб –
вылет: 2010.04.18 22:20
прибытие: 2010.04.19 05:45
AIR SAHARA S2 501 (DELHI INDIRA GANDHI (DEL) DELHI – TRIBUVAN (KTM) KATHMANDU) – 4038,25 руб –
вылет: 2010.04.19 12:00
прибытие: 2010.04.19 13:45
* TRIBUVAN (KTM) KATHMANDU – LUKLA
* LUKLA – TRIBUVAN (KTM) KATHMANDU
AIR SAHARA S2 502 (TRIBUVAN (KTM) KATHMANDU – DELHI INDIRA GANDHI (DEL) DELHI) – 4038,25 руб –
вылет: 2010.05.0514:4
прибытие: 2010.05.0515:55
АЭРОФЛОТ SU 0536 (DELHI, INDIA (DEL) – MOSCOW SHEREMET, RUSSIA (SVO)) – 8937,5 руб –
вылет: 2010.05.06 02:00
прибытие: 2010.05.06 07:00
* Билеты нам покупал Сукра, с которым мы договорились заранее ещё из Москвы, его контакты:
Sukra Raj Thapa
mobile No. +977 9851041419
thaparaja5007@hotmail.com
Adventure Kanchanjunga Treks and Expedition (Pvt) Ltd
и стоимость туда и обратно составила 210$, можно посмотреть самим, например, на сайте авиакомпании YETI AIRLINES – http://www.yetiairlines.com/
Итого, общая сумма, потраченная на билеты, составила немногим больше 30000 руб;
С корабля на бал или с бала на корабль…
Москва
18.04.2010 – воскресенье
А всё началось со свадьбы… А в принципе, когда ещё нужно улетать в Непал, как не со свадьбы друзей?! Так что мощный разогрев нами был получен ещё на старте (как сказал бы Шелл – мощный закреп!), а Юру и Джерен ещё раз поздравляем с этим днём и, чтобы обязательно сбылось всё, чего я там вам наговорил!
…Шереметьево принял нас в свои могучие объятия после второго дня свадьбы. Мы прошли регистрацию и сдали багаж сразу до Катманду. Кстати, не сдавайте фотографии, которые нужны, когда оформляешь визу при прохождении границы Непала в багаж, как это сделал я, и вообще, все документы, билеты и фотографии держите при себе (казалось бы, очевиднейшая вещь, но не для меня)))). Мне в аэропорту Катманду пришлось фотографироваться (там как раз есть для таких вот памятливых как я фотосервис и, конечно же, этот сервис не бесплатный), потому что багаж мы получили уже после прохождения границы и оформления визы.
Самолёт был наполовину полон, так что устроились с комфортом: мы с Мухой укутались в пледы и растянулись на всех трёх креслах каждый, так вот и проспали до Дели. Полёт длительностью 5,5 часов прошёл незаметно.
Дели
19.04.2010 – понедельник
Заголовок, бесспорно, мощный! Дели – столица Индии, город с более чем тысячелетней историей и многомиллионным населением, один из древнейших городов древней цивилизации со своей непохожей культурой. Наверное, на обзор всех достопримечательностей потребовалась бы не одна неделя! Вот только видеть его – мы не видели. Сразу на выходе из самолёта, нас встретили, и, записав данные паспортов и билетов, проводили в зал ожидания вылета в Катманду. На этом Дели для нас закончился) Эти несколько часов ожидания в ключили в себя попытки сна прогулки по нашему “отстойнику”, насколько это позволяла транзитная зона зала ожидания, уроки игры в шахматы, которые Муха совершенно бесплатно преподал двум парням, тоже куда-то улетающим и как мы ожидающим. Ещё мне понравилось наличие стойки с возможностью зарядки практически всех типов устройств – подходишь к стойке, втыкаешь, например, в телефон нужный шнур зарядного устройства, а пока он заряжается можно посмотреть по телевизору местную игру – смесь бейсбола с лаптой. А ещё в этом зале ожидания есть очень удобные кресла-лежанки!
А ещё как я мог отправиться в такое далёкое и сказочное путешествие без стильного и оранжевого?!!! По задумке я его должен был повязать на самой высшей точке нашей экспедиции – вот такую вот красивую легенду я придумал, чтобы бессовестно вставить малоинформативную фотографию с собственным изображением в этот отчёт!
Kathmandu
19.04.2010 – понедельник
После приземления в Катманду (интересно, я раньше совершенно спокойно воспринимал это слово, даже не задумывался ни о чём – столица Непала и всё. Стал размышлять над звучанием только тогда, когда многие, кому говорил про неё почему-то улыбались и смеялись))) мы заполнили миграционные карточки, которые лежали на стойке, и оформили визы на пограничном контроле, предъявив паспорт, заполненную карту, две фотографии и два портрета Джексона. Визу нам сделали на месяц (вдруг задержимся!), и выглядит она вот так:
после чего получили багаж и вышли из здания катмандинского аэропорта. Было жарко, и было много желающих помочь нести наш багаж, предлагающих такси и гостиницы, но у нас уже был забронирован отель, и встречал нас на микроавтобусе Сукра. Загрузив багаж в автобус, мы отправились в город, где солнце в синих небесах без одежды и стыда исполняет на ура танец живота. А оно и вправду исполняло! Сначала это была жаркая сальса в виде езды по местным дорогам местного автотранспорта постоянно переходящая в бесшабашный гапак! Беспрырывно сигналя и вылавировывая там, где, казалось бы, не только проезд затруднён, но и, вообще, езда невозможна, передвигалось всё это, называемое катмандинским транспортом! Микроавтобус Сукры протискивался в любые улочки и закоулки, из которых, казалось, и сотоит вся дорожная сеть города! Мы проезжали различные магазинчики, сувенирные лавки, банки, площадь с местным рынком, на котором нереальное количество народа торговало, покупало, праздно шаталось или просто спало прямо на улице, не обращая внимание ни на кого! И весь движущийся транспорт проезжал практически сквозь всё это столпотворение, причём именно тогда я увидел единение водителя и пешехода: когда машина еле-еле помещалась своими габаритами в очередное замкнутое пространство улиц, людей, коробок мусора и т.д., то равномерное постукивание пешехода ладонью по борту машины означало, что водитель может не беспокоиться – места хватает, и автомобиль протискивается и проезжает!
Сукра довёз нас в туристический район Катманду – Тамель, где располагается отель Norling, где мы благополучно и заселились. После чего раздал каждому персональную книжку TIMS (Trekker's Information Managment System) – регистрация участника треккинга. Эта такая нужная книжечка, в которой вклеено фото и написаны данные её владельца. Причём книжки бывают как синего цвета – это для организованных групп, так и зелёного – для индивидуальных путешественников. А ещё мне не правильно написали возраст, хотя, когда я всё-таки, наконец, закончу работу над отчётом, возраст будет реальным!)))
Мы заранее отправляли отсканированные фотографии Сукре для оформления соответствующих документов. Также Сукра раздал нам билеты на самолёт рейсом Катманду – Лукла – Катманду, после чего, договорившись о завтрашнем отъезде в аэропорт, мы отправились гулять. (Кстати, если не договорились с кем-то заранее, то TIMS можно оформить самостоятельно, как в Катманду в Tourist Service Center, так и на КПП при входе в национальный парк Sagarmatha – необходимы фотографии 3х4 и не очень поздно, лучше с утра, явиться в эти вышеуказанные пункты, чтобы заполнить анкеты и получить соответствующие разрешения)
А потом был рокн-ролл! Если забыли – мы в Катманду, светит солнце, и оно продолжает исполнять! Такая же езда транспорта с постоянными сигналами, воспринимаемая нами теперь со стороны пешеходов, огромное количество всяких лавочек, магазинчиков, сувенирочных. Местные жители, множество иностранцев, велорикши – всё смешено и перемешено до какой-то однородной массы, из которой и состоял туристический район Катманду – Тамель. После трекинга мы также заглянули и в другие районы, но немного и об этом позже, а пока мы гуляем, торгуемся, что-то покупаем и готовимся к завтрашнему отъезду…
Kathmandu – Lukla (2840) – Monjo (2840)
20.04.2010 – День 1 (вторник)
Утром Сукра заехал за нами и отвёз в аэропорт. По дороге он рассказал, что сейчас в Непале осень 2067 года. Мало того, что время на 1 час и 45 мин отличается от московского, так тут ещё и осень, не говоря про год! Хотя даже несмотря на эти отличия, через некоторое время мы поняли, что люди живут тут совсем по-другому, и вся временная разница не играет никакой роли. Но об этом чуть позже, а пока маленький 17-ти местный самолётик несёт нас в Гималаи! Мы, конечно же, сидим слева в попытке разглядеть хоть что-то из великого сверху слева от нас. На борту кроме нас были два парня и девушка из Нидерландов (мы их много раз потом встречали на тропе и в разных деревушках), мужчина, как мы потом шутили, который учил пилотов управлению самолётом (а как ещё понимать его действия, когда он во время полёта прошёл из хвоста самолёта, где сидел, в кабину и что-то стал показывать в какой-то книге), стюардесса и два пилота.
После выхода из аэропорта и получения багажа, мы, опьянённые сказочно вкусным воздухом, радостные и весёлые ступили, наконец, на эту землю и начали своё путешествие по тропе, по которой множество экспедиций прошло до нас, вписывая легендарные страницы истории в летопись мирового альпинизма, а сколько их ещё будет позже! А нам хотелось идти всё быстрее и быстрее, чтобы как можно раньше увидеть их, прикоснуться к ними, надышаться ими, или хотя бы попытаться всё это проделать. А имя им – Великие Гималаи!
От нахлынувших эмоций Вадим сразу же после выхода из самолёта захотел поделиться своими впечатлениями с двумя местными жителями, которые очень внимательно его выслушали, но, скорее всего, так и ничего не поняли, что хотел и рассказать этот человек в ослепительной шляпе на голове)))
Аэропорт в Lukla носит имяТэнцинга и Хиллари, и сам по себе представляет объект заслуживающий повышенного внимания. Где ещё есть такая взлётно-посадочная полоса с ТАКИМ уклоном, заканчивающимся пропастью?! Тут и посадка, и взлёт таят в себе тревогу и ожидание благополучия этих совершаемых действий.
После того, как немного отошли от здания аэропорта, мы зашли позавтракать в кафе, где Муха с Мишей наняли портера Гену, как мы его звали, переведя его настоящее имя на русский аналог по звучанию. Немного своих мыслей по поводу того – нанимать или нет портеров. Считаю, что тут всё строго индивидуально. Зависит это как от физического состояния, так и от душевного равновесия. Также играет большую роль и время, которым вы располагаете на посещение трека. С портером время может сократиться пропорционально увеличению пройденного расстояния))) Плюс ко всему, портер сможет заменить гида, особенно на сложных участках маршрута, на которых очень легко заблудиться (что у нас и произошло на перевале Cho La Pass). Главное, чтобы портер сам бывал в тех краях и знает, куда нужно идти! Опять же, найм может и должен быть произведён вскладчину (что гораздо дешевле), все могут собрать и отдать носильщику не всегда нужные, но всё-таки взятые с собой вещи, например, незаменимое для проведение досуга полное собрание сочинений В.И. Ленина, набор гаечных ключей, взятый на всякий случай, а вдруг!, резиновую лодку (реки там есть, так почему же не взять!) и коньки (а чем ледник Khumbu хуже катка в Измайловском парке или парке Горького, а по-любому надо взять-покататься!) – список может быть продолжен на усмотрение пакующего рюкзак перед поездкой)
Ещё один небольшой совет, если решитесь нанять портера, то постарайтесь до Namche Bazar все свои вещи всё-таки дотащить сами, а нанять его уже там, отдав ему ещё и так редко используемый штатив! Дело в том, что организм уже после приземления в аэропорту Lukla начнёт привыкать к высоте под нагрузкой, сердце будет перекачивать больше кислорода, и следствие всего этого – быстрее будет проходить период акклиматизации, только не вспоминайте меня плохо за этот совет, когда утираясь от пота под палящим солнцем будете переть свои огромные рюкзаки, поднимаясь после моста к Namche, но об этом ниже)))
Небольшое отступление про Гену. Он знал, за какую футбольную команду болеть, так как носил футболку Миланского Интера, выигравшего в евросезоне 2010 все титулы=)))
После завтрака мы, докупив некоторой необходимой мелочёвки вроде нашейных повязок, в 10:40 вышли из Lukla и устремились вверх по тропе. Хотя на самом деле правильнее будет сказать, что пошли мы как раз вниз, потому что сразу после Lukla высота стала уменьшаться, пока не уменьшилась с 2840м до 2492м и только потом постепенно начала увеличиваться.
Мы же шли, усиленно и с наслаждением впитывая и пропуская через себя всю эту неповторимую атмосферу! Хотелось фотографировать постоянно: новый вид был живописнее предыдущего, а открывающиеся пейзажи просто завораживали. Красивые и опрятные деревушки, прятавшиеся на склонах в зарослях деревьев, сменяли небольшие водопады и шумящие реки, несущие свои воды откуда-то сверху с таящих ледников (о которых мы могли только догадываться и куда только стремились), которые в свою очередь шли на смену отвесным нависающим скалам с одной стороны тропы и глубоким обрывам в ущелье с другой. Сочетание волшебного воздуха, цетущей или скорее отцветающей зелени (осень же в Непале), гор и облаков создавало неповторимую палитру цвета, что я даже на вкус чувствовал всё это великолепие!
По дороге очень часто встречали ребят, играющих в смесь шашечного старого доброго чапаевца из детства и снукера, иногда это вызывало нешуточный ажиотаж и собирало большое количество людей, особенно, когда играли настоящие местные профессионалы.
Дорога, по которой мы шли, сама по себе вызывала уважение за своё происхождение благодаря стараниям местных жителей, которые без спешки и со свойственной им бережностью и тщательностью обтёсывали каменные плиты, подгоняя их друг к другу, тем самым и образуя тропу, по которой из года в год идут бесчисленные туристы и многочисленные экспедиции, и которую полируют своими копытами яки, лошади, мулы. Довольно часто на тропе встречались молитвенные камни, с написанными на них молитвами, причём последние не просто были написаны – они были выбиты на поверхности камня, а только потом покрашены. Эти камни, как и ступы, необходимо было по местному обычаю обходить только с левой стороны, т.е. по часовой стрелке, а никак не иначе! Мы, собственно, так и поступали!))) Ну и, конечно же, безостановочное и повсеместное Н-а-м-а-с-т-э-э-э-э-э!!! Это приветсвие, как пожелание удачи, адресованное всем встречным-поперечным и слышимое в ответ, в конце путешествия нами было доведено до наикрасивейшего переливчатого и протяжного произношения, не уступая в его звучании местному населению!
В 13:45 мы пришли в красивую и достаточно большую деревушку Phakding(2593), где по первоначальному замыслу у нас была запланирована остановка и ночлег, но, немного посовещавшись и ощущая в себе силы и уверенность, решаем идти дальше в Monjo.
На выходе из посёлка я немного задержался и купил сим-карту какого-то местного оператора. Сам процесс покупки проходил каким-то таинственным образом из-под полы через знакомого Гены, причём Гена просил симку отдать ему в конце путешествия при возвращении в Lukla.
В Monjo мы пришли в 17:20 и остановились в лоджии Summit home. Практически все лоджии в Гималаях одинаковые, конечно, есть более комфортабельные, есть с меньшим набором предоставляемых услуг, но в целом представляют собой двух-, трёхэтажные здания (может быть и одноэтажное), где на первом этаже находится dinner room и комнаты хозяев, а на других этажах – спальни для гостей. Столовые тоже сильно не отличаются друг от друга: в центральной части располагается печка-буржуйка, у которой, особенно в холодном высокогорье, все любят собираться и греться. По углам расположены скамейки (иногда с подушками и мягкими сидениями, так что можно при необходимости и ночь провести), а рядом с ними расставлены столы. При заселении в лоджию цена ночлега напрямую зависит от места питания, если будете питаться в той же столовой, то стоимость комнаты значительно меньше. Ещё несколько советов по поводу выбора комнаты – всегда старайтесь выбрать ту, которая находится дальше от лестницы и не выходит окном на главную улицу. Практически во всех лоджиях, где мы останавливались, стены были, как я их называл – картонные, так что слышимость всего происходящего вокруг была просто отличная, удалённость от лестницы позволит не слышать постоянный топот поднимающихся и спускающихся, а окно, выходящее на главную улицу селения, гарантированно разбудит вас очень рано, так как движение по ней начинается с первыми лучами солнца, а то ещё и раньше. Сами комнаты, в основном, двухместные: две кровати, тумбочка (далеко не всегда), окно, лампочка или светильник – вот и всё. В комнате также может быть туалетная комната и душ, но зачастую, эти блага цивилизации располагаются где-то на этаже, причём за пользование душем часто взымается дополнительная плата. Так что, подитожив всё вышеописанное, скажу – для путешественника есть всё, что нужно, чтобы покушать, поспать и утром продолжить свой увлекательный путь. Если, конечно же, вы не берёте с собой палатку и не спите там – выбор за вами)))
Ещё забыл сказать, что весь этот путь несу кроме своего рюкзака, кофра с фототехникой ещё и гитару)
* Пройдено 17,7 км, время в пути – 3ч 27 мин, время остановок – 3 ч 35 мин
Monjo (2840) – Namche Bazar (3440)
21.04.2010 – День 2 (среда)
Утром мы позавтракали, расплатились за комнаты и в 9:15 вышли по направлению к Namche Bazar. Сразу же в конце посёлка находился вход в национальный парк, где в доме с местной таможней нас записали в книгу, переписав с TIMS данные – такая толстая книга, интересно, на сколько хватает её одной, чтобы записывать всех, кто входит и выходит из Sagarmatha National Park, и выдали Entrance permit – собственно, разрешение на посещение национального парка и отпустили с миром. Денежный сбор на посещение парка составил 1000 NR с человека. Кстати, TIMS и Entrance permit – два основных документа, необходимых на посещение национального парка, без которых, как понимаете, никуда, или заячьими тропами! А так как наши заячьи тропы неразлучно связаны с беличьими, то пришлось оформлять пермиты!)))
Кстати, пока оформляли соответствующие разрешения, то в самом здании посмотрели макет Гималаев под стеклом с указанием, где какая вершина находится. Ну вот, все формальности соблюдены, таможня дала добро и мы, пройдя через ворота с крутящимися молитвенными кругами, продолжаем свой путь уже в полноправных владениях национального парка Sagarmatha.
Дальше тропа шла преимущественно вдоль берега реки Dudh Koshi River. Сначала мы шли по её левому берегу, потом по мосту перебрались на правый, после чего через некоторое время, но уже по другому мосту опять перешли на левый берег и спустились к самой реке, продолжая своё движение по валунам и камням вдоль реки. Как и раньше компанию нам составляли гружёные яки и портеры, а вес переносимых ими грузов вызывал благоговейный ужас перед силой и выносливостью местного населения! Иногда лично мне казалось, что люди несут гораздо больше, чем идущие рядом животные! А колокольчики, повешенные на головы яков, не переставая, создавали свою исключительно неповторимую и уникальную симфонию, в ритм которой без спешки и суеты продолжалось движение, светило солнце, бежала река, росли цветы и деревья, и, что самое главное, продолжалась жизнь!
В 10:20 мы подошли к легендарному большому мосту Larja Bridge перед подъёмом в Namche Bazar. Этот подвесной мост, переброшенный через реку Dudh Koshi River, связывает всё что выше этого моста с цивилизацией, и другого пешего пути наверх нет, поэтому этот мост проходят все, кто поднимается к Эвересту – и люди, и яки, и йети (которых, к сожалению, а, может быть, и к счастью я так и не увидел за всё время нашего путешествия, и думаю, что во всём виноват чесночный суп, который я предпочитал всем другим блюдам, особенно в условия высокогорья, как отличное средство для укрепления работы сердечной мышцы!), и гималайские медведи, которые устали карабкаться по склону и решили чуточку срезать) Конструкция моста вызывает восхищение перед людьми её воздвигнувшими – высота над поверхностью воды достигает нескольких десятков метров, а раскачивание на этой высоте во время прохождения не даёт расслабиться ни на секунду!
После того, как мы благополучно прошли мост, начался очень тяжёлый подъём к Namche Bazar. Тропа петляла, но упрямо лезла вверх, и, казалось, что никогда не закончится эта череда её изгибов под парящим солнцем. Вместе с тропой лезли вверх и мы, и многочисленные караваны яков, безропотно из года в год несущих свои грузы, и носильщики, которые изредка останавливались, перенеся вес своих непомерных поклаж на колотушки, отдыхали, издавая такой протяжный, почти животный выдох, и вновь шли вверх, обгоняя понуро шагающих, ещё не привыкших к таким условиям туристов с их малюсенькими рюкзачочками. Ведь что такое для портера один рюкзак 80-120 литров – мелочь, он таких минимум три, а то и четыре спокойно тащит)))
В 11:50, т.е. всего через полтора часа после того, как подошли к мосту (а казалось, что прошло часа три-четыре как минимум), мы остановились на смотровой площадке, где впервые увидели его величество Эверест . Среди деревьев был небольшой просвет, откуда выглядывала его вершина, как сбежавшая или лучше сказать убегающая невеста с развевающейся по ветру фатой из облаков!
Отдохнув на смотровой площадке, мы двинулись дальше и спустя час в 12:55 дошли до культового, легендарного, знаменитейшего высокогорного селения шерпов – Namche Bazar! Удивительные ощущения испытываешь от того, когда, наконец, попадаешь в то место, о котором так много читал, слышал и видел столько раз на фотографиях, чувствуешь себя ещё одной сопричастной частичкой какого-то общего целого, значимого и великого! Вот это я надышался гималайского воздуха!!!)))
После проверки документов на контрольно-пропускном пункте на входе, мы заселились в Yak hotel (N 2748.288, E 8642.585), выбрав его из нескольких лоджий. Здесь я не советую именно этот отель – каждый может выбрать себе то, что нужно именно ему – перечень предоставляемых услуг очень широк, как и ценовой диапазон – мы же в Namche!))) Кому-то и кровать с подогревом незаменимая вещь во время сна, а кто-то обойдётся ночёвкой в палатке в спальнике. Нас же устроили комнаты Яка за 200 NR (непальские рупии, курс: меньше рубля приблизительно в 2 раза) в сутки за обычный двухместный номер, причём в стоимость номера была включена роскошная услуга – бесплатное пользование розеткой!!! По настоящему всю прелесть этого понимаешь, когда поднимешься высоко вверх и в какой-нибудь лоджии, где-то на высоте 5000м в отсутствии возможности зарядить подсевший аккумулятор или, когда эта зарядка стоит хороших денег, причём идёт часовая тарификация, вспоминаешь намчинскую бесплатную розетку! Так вот, после заселения, обеда, во время которого хозяйка угостила нас местным самогоном (который не идёт ни в какое сравнение с нашим – слишком слаб!) и небольшого отдыха мы отправились гулять по посёлку. Дааааааа!.. Такого количества одежды и снаряжения для альпинизма, скалолазанья, походов мало где можно найти, особенно по ценам на порядок, а то и два меньшим, по сравнению с брендовыми магазинами. Причём, покупка-продажа сопровождается непременными торгами в ту и иную сторону! Про качество я скромно умалчиваю, но некоторые вещи вполне можно купить и спокойно использовать, например, шапки, носки, куртки флисовые. Вот что не рекомендовал бы покупать, так это мембраны, может я и ошибаюсь, конечно, но всё же останусь при своём субъективном мнении.
Прогуливаясь вечером по Namche, встретили известного альпиниста из Алматы Максута Жумаева, который в составе казахской экспедиции направлялся на восхождение на вершину Lhotse (8516). Пригласили вечером его к себе в отель и здорово пообщались. Максут оказался очень скромным, но в то же время интереснейшим собеседником. К тому же родом он был из Уральска, так что с земляком из Казахстана общих тем для разговоров было найдено немало, да и человеку, который был на 12 восьмитысячниках мира из 14 есть что рассказать о горах))) Ещё одной задачей этой экспедиции (скорее самой главной задачей и целью) была работа по эвакуации тела Сергея Самойлова – выдающегося казахского альпиниста, который трагически погиб летом прошлого года при попытке прохождения очень сложного маршрута – траверс от вершины Lhotse (8516) до вершины Эвереста с дальнейшим спуском по новому маршруту, параллельно маршруту западный гребень, пройденный американцами, не возвращаясь назад по классическому маршруту на южное седло Эвереста.
Из всего сказанного Максутом мне очень запомнились его слова о том, что он легко и без проблем повернёт назад при возникновении каких-либо отрицательных факторов во время восхождения (ухудшениее погоды, плохое самочувствие и т.д.) и неважно, что до вершины остаётся всего несколько шагов. Мы же пожелали ему и всем ребятам удачи и беречь себя, Максут с командой уходили утром дальше вверх, а у нас на это время была запланирована днёвка в Namche.
* Пройдено 9,97 км, время в пути – 2ч 11 мин, время остановок – 2ч 50 мин
Общее пройденное расстояние – 29,04 км
Namche Bazar (3440)
22.04.2010 – День 3 (четверг)
Этот день мы полностью провели в Namche: вышли из отеля в 8:15 и гуляли вокруг деревушки, обошли её сверху вокруг, поднимаясь на высоту 3900м, любовались…да всем любовались, тут хоть сколько напиши и фотографий вставь в отчёт – всё равно будет не то! То будет, когда всё это каждый пропустит через себя сам! Только тогда можно понять, чем мы там любовались!
Если вы вообще не любите альпинизм, скалолазанье, треккинг и другие непонятные слова или плохо переносите высоту, но очень любите горы (хотя, как можно не любить и не восхищаться такой красотой?..), то из Namchce можно также спокойно любоваться вершинами, не поднимаясь высоко вверх, а просто живя там и гуляя, делая небольшие радиальные вылазки в соседние укромные деревушки. Вся прелесть этого состоит ещё и в том, что здесь кроме заснеженных гор любуешься и красками зелёных деревьев, и роскошными цветами самых вкусных оттенков, потому что постоянно гуляешь среди всего этого великолепия!
На фотографии видно в центральной части красавицу Ama Dablam (6856), а слева от неё затянувшиеся облаками восьмитысячники. Так что если хотите увидеть их вершины полностью открытыми и во всей красе – нужно встать пораньше и где-то до 11 утра можно спокойно ими любоваться, например, в лоджии, куда мы зашли выпить чай.
Поднявшись вверх от посёлка, мы обнаружили грунтовую взлётно-посадочную полосу, где наблюдали посадку и взлёт небольшого самолёта, который доставил некоторые грузы в Namche и улетел. В расположенной рядом лоджии узнали, что можно нанять за 500$ этот самолёт и совершить вчетвером облёт вокруг Эвереста. Так что, если кто захочет – имейте в виду, такая возможность есть. Если посмотреть на Namche сверху, то возникает ощущение, что само селение имеет форму подковы! А, как известно, у нас на матушке-Руси подкова – это символ удачи!)))
Во время прогулки познакомились с испанкой Иоландой, которая в одиночку шла по треку практически по нашему маршруту и, как она сказала, на всё это у неё было запланировано 3 недели. Иоланда направлялась в Tamo (3840) – небольшое селение на северо-западе от Namche, и мы, пожелав ей удачи, договорились ещё встретиться на тропе.
Дорогу обратно в посёлок нам показывал дружелюбный и озорной пёс, которого мы встретили, когда спускались. Он убегал вниз в нужном направлении, ждал, когда мы подойдём, после чего убегал вновь, и так продолжалось до тех пор, пока не вывел нас на тропу, по которой было уже понятно, куда идти! А уже по нам ориентировались другие спускающиеся люди. В отель мы благополучно вернулись в 13:15, пообедали и после отдыха отправились гулять уже по самому Namche.
Кроме всевозможных отелей и магазинов, столица шерпов обладала всеми необходимыми благами цивилизации: здесь был и банк с возможностью денежного перевода из любой точки мира, обменники валют, почта, связь и интернет, которыми мы благополучно воспользовались, чтобы пообщаться перед выходом с друзьями и родственниками. Потому что дальше на высоте связь могла осуществляться только через спутниковый телефон, которого у нас не было (если есть – брать обязательно! Не раздумывая! Пусть лучше он не понадобится=)). Ещё закупили всякого подножного корма – сухофруктов, орешков, шоколад, также с Ильёй взяли допинга в виде энергетических напитков! Остаток светового дня потратили на покупку одежды и сувениров себе, друзьям в подарок, чего стоит только покупка Вадимом нескольких пуховиков!!! Также купили газовый баллон, горелка у нас была с собой, и этого одного баллона хватило на всё путешествие, чтобы кипятить чай.
В Намче есть что-то типа кофейни-булочной – Lavazza с очень хорошой выпечкой, где мы встретили соотечественников (а где их не встретишь!)))). Так вот, они уже возвращались после трека и посоветовали нам на перевал Cho La Pass идти после того, как сходим на Kala Patthar – так будет гораздо легче.
Легендарная вери найс хетт Шелла дарила радость и улыбки местным жителям и встречающимся навстречу путешественникам, также очень гармонично смотрелась и на уличной лавке торговца сувенирами, способствуя росту продаж))) Кстати, количество сувениров местного производства, продающихся на каждом шагу, не уступает количеству продаваемых повсеместно одежды и снаряжения. Такому обилию фенечек позавидует любая модница!
Вечером решаем изменить маршрут и идти по классике: сперва на Kala Patthar (5550), после чего через первал Cho La Pass с запада в местечко Gokyo к священным озёрам и на Gokyo Ri (5357), после чего вниз, а не наоборот, как планировали ранее. Корректировка маршрута была вызвана опасениями за физическое состояние и за возможность выдержать запланированный интенсивный темп движения. А выход на Kala Patthar перед перевалом значительно увеличивал шансы увидеть панораму Гималаев с его вершины.
Кстати, наняли ещё одного портера Колю. Коля, как понимаете – это опять русский перевод его настоящего имени, причём Гена – непалец, а Колян – истинный шерп!
* Пройдено 8,41 км, время в пути – 2ч 20 мин, максимальная высота – 3900м. Вечером, забыв отключить жпс, намотали по Namche – 20,8 км – это мы так отдохнули!)))
Общее пройденное расстояние – 49,84 км
Namche Bazar (3440) – Tengboche (3860)
23.04.2010 – День 4 (пятница)
Утро началось для нас в 6:30. Постепенно становилось легко и, что особенно радовало, приятно, так рано вставать. За окном уже давно работали каменотёсы, которые, казалось, даже на ночь не откладывали свои молоточки, создавая что-то из камня, причём их постоянное и монотонное стучание совсем не раздражало, а каким-то образом, очень гармонично вписывалось в общую живую картину столицы шерпов, что уже нельзя было и представить Namche без этого звука!
После завтрака мы оставили лишние вещи в отеле (в основном, сувениры, одежду и подарки, купленные в Namche), за что отдельная благодарность хозяйке, но, как сказал Илья, и мне с этим высказыванием трудно не согласиться – мы сделали две грубые ошибки: оставили гитару и Чивас! и в 8:55 двинулись в путь. После подъёма от Namche тропа змеилась без резких перепадов по высоте, переползая с одного холма на другой, а после смотровой площадки, на которой мы познакомились с рускоговорящими чехами, она стала спускаться к всё той же реке Dudh Koshi River.
Рододендроны величиной с яблоню, а то и с берёзу с цветами самых различных оттенков широко и густо произрастали с обеих сторон тропы, иногда даже и нависая над ней, создавая островки прохлады и тени, где с особых наслаждением мы останавливались и отдыхали. Через два часа после выхода из Namche, мы добрались до развилки: одна дорога шла в Gokyo, а другая в Tengboche. На этой развилке встретили Иоланду, направляющуюся как раз в местечко Gokyo, немного поболтали с ней, рассказали, что сами решили идти по классике, и, пожелав удачи, помогли поднять её довольно внушительный рюкзак и распрощались до
Необходимо авторизоваться