Дым над Алматой или по хребтам Заилийского Алатау
Дым над Алматой или по хребтам Заилийского Алатау
Красным выделены комментарии Бахи
Содержание (для тех, кому влом читать)
1. Географическое отступление. (ЧИТАЕМ)
2. Вступление. (БАЯН)
3. Превращение барашка. (БАЯН о том как убили и съели барана)
4. Приготовление. План покорения Алматинских гор. (можно почитать, если время есть; сборы, первые дни в Алмате)
5. День первый. Крушение иллюзий. (ЧИТАЕМ. первый день похода)
6. День второй. Полеты по перевалам. (ЧИТАЕМ. второй день похода)
7. День третий. Трофи на Кукурузере. (ЧИТАЕМ. третий день похода)
8. День четвертый. Кольсайское ущелье. (ЧИТАЕМ. четвертый день похода)
9. День пятый. Возвращение. Своих не бросаем. (ЧИТАЕМ. пятый день похода)
10. After-party. (если уже дошли до сюда, то читайте)
Георгафическое отступление
Северный Тянь-Шань тянется с запада на восток на 400 км. и делится на два хребта. Первый хребет – Заилийский Алатау (за рекой Или), длина которого около 280 км и ширина от 40 до 60 км. Его северные склоны находятся в юго-восточной части Казахстана. Наивысшая точка – пик Талгар (5017м), Наивысшая точка – пик Чактал (4771м). Река Или – самая крупная река в Семиречье. Ее длина – 1439 км. Свое начало река берет в Китае, на территории Алматинской области она образует искусственное водохранилище Капчагай, и впадает в озеро Балхаш. Кольсайские озёра и озеро Каинды расположены в горах восточной части хребта Кунгей Алатау, в трёхстах километрах от г. Алматы. Ближайший населенный пункт поселок Саты. Чилик ("ведро") - самая крупная река Заилийского алатау, отделяющая Заилийский Алатау от Кунгей Алатау. Один из крупнейших левых притоков реки Или. Пик Хан-Тенгри ("Повелитель духов") – наивысшая точка Казахстана (7010м). Тау – горы. Алатау – пестрые горы. Сарытау – желтые горы, один из восточных отрогов Заилийского Алатау. Кызылтау – красные горы. Жол – дорога, путь. Агай – уважительное обращение к старшему. |
Вступление
Идея велопохода (в этом году) по горам и степям Алматинской области родилась случайно. В определенный момент понял, что в силу разных обстоятельств, сплав сильно ударит только по печени и неприкрытым участкам кожи.
А хотелось какой-то двигательно-отрезвляющей активности, вплоть до двигательно-обездвиживающей. Изначально, вкупе со сплавом, это должна была быть велопрогулка Саратов-Уральск-Саратов, но не срослось.
Зато начало расти другое.
Звонок (повод уже не помню) Бахе, и выясняется, что на сплав он не попадает, а вымолвленную вскользь фразу о велопоходе поддерживает каждым кубиком своих прокуренных, но закаленных горным воздухом, легких.
Сразу (за 3 дня до вылета) начал сборы. Начитался отчетов, судя по которым покрышки в горах рвутся как тряпки, переключатели ломаются, тросики рвутся. Купил рюкзак на 50+10 литров, Deuter Futura 50+10 Vario, несколько слов о нем позже. Из покрышек выбрал Schwalbe Marathon XR и Scswalbe Smart Sam Alpencross, но ни одной из них не нашел. В результате, купил кевларовые Maxxis Ignitor 2,35", о них также позже. Из теплых вещей взял: горнолыжные штаны, комплект термы, флиску, шапку и дождевик. Не забыл и про ролики.
Тем временем, в накануне моего вылета в Алмату, Баха с группой Костя-Витя туристов возвращался из пешего похода из Каракола...
(Ну начнем с того что в первый день мы катались на роликах, видели голую девку(!) которая торчала из люка навстречу проезжающей машины, ну и конечно же СОХО)
Превращение барашка
Первая половина воскресного дня была посвящена старинному дворянскому обычаю, охоте. Обладая самой недворянской сущностью, начало проспал. Приехал к моменту, когда охотники уже раздевали животное. Затем началось извлечение из него съедобных частей. Извлекли много. Оставили только шкуру, копыта, зубы и то, что баран успел напоследок съесть.
Как только тушка была распотрошена, затрещали дрова и угли, закипели котлы, застучали ножи и засуетились женщины.
Через какое-то время на стол был выставлен каурдак (рубленые легкие, печень, сердце и еще какие-то внутренности), а затем и беспармак. Запахи, вид сочного мяса и его количество кружились в голове жадным хороводом, но организм подкачал. До беспармака дело вообще не дошло, да и каурдак нужно было пусть даже в горб, но позапихивать.
Пошла непрерывная серия тостов, оказалось, что стакан держат только два человека, я и Бахин папа. Быстро упополамили полушку. Почувствовал что хватит, все-таки насыщенный день впереди. И собраться надо, и закупиться, и все проверить ну и вообще... молодцом себя показать, лицом в казы не ударить.
Вскоре все стали потихоньку собираться, провожать родственников из Чимкента, прощаться. Баха погрузил меня в багажник и старался сильно не бить об крышу.
Приготовление. План покорения Алматинских гор.
После расправы над барашкой, поехали к Косте Косову (далее КоКосу), позаимствовать у него вещи и окончательно закрепить маршрут.
Изначально планировался следующий маршрут: заброска до Темирлика, с Темирлика через Чарынский каньон до Кокпека, далее по трассе через Жаланаш и Саты на Кольсайские озера, там 1-2 дневки, затем через Саты обратно на Бартогай, перевал Сарытау, плато Ассы, Чинтургенские ельники, форелевая ферма, Тургень и оттуда заброска на машине до Алматы.
Но один день, понедельник, выпал на регистрацию, и маршрут пришлось немного сократить. Баха предложил вырезать начальный кусок и ехать от Кокпека. При таком раскладе, оказалось слишком много бетонки, что мне показалось скучным и легким. Было придумано еще несколько вариантов, один из которых, Бахин, поначалу очень понравился. Вот где можно было нормально покрутить педали и избежать матрасничества.
Его вариант: Кокпек – граница Казахстан-Киргизия – мимо Каракола – южный берег Иссык-куля – граница Киргизия-Казахстан – Алмата. После того как проложили маршрут, начали считать его длину. Получилось 500км хода на велах. Появилось первое возражение Бахи, что у нас не будет времени поваляться на берегу, отдохнуть. Но мы ведь не отдыхать едем. Затем дистанция выросла еще на 100км, и Баха начал сомневаться, что мы уложимся в сроки (4 дня). Когда мы цифра выросла до 1000км, вопросы отпали. Снова начали водить глазами по карте и тыкать в неё пальцами.
Просовещались пару часов, ни к чему не пришли. Решили продолжить вечером. Где-то в конце обсуждения позвонил Костя Панин (далее КоПан) и предложил поехать вместе с сопровождением на Бахином крузере. Мысль пойти в автономный полуспортивный вело поход с машиной, мне не понравилась, но сильно заострять на этом внимание не стали.
Пора было идти на ужин, осмотр достопримечательности и отдых перед выездом.
Попрощались с КоКосом, позвали с собой достопримечательности и отправились в кабак. Там и отдохнули.
(Ну а теперь понедельник: мы делали регистрацию, и ходили в кафе СТАР(!) (это там где эээ а когда мы ходили в кафе СТАР?) ну вобщем где я заказывал шашлык из апечени джигяр а ты баранину. а после уже: Утром в 5,...)
Утром в 5, когда Баха меня будил, первой мыслью была: "может отложить этот поход на пару-тройку часиков". Вобщем, он спас меня от позора (трясущихся от смеха СЭ-тел) и мы выдвинулись. Естественно в 5.30 утра я даже не думал сопротивляться против крузера, авто поддержки и вообще всех возможных благ.
В 6 забрали КоПана и поехали на рынок, покупать то, что не успели. На рынке забили на все раскладки, которых и без того не было, взяли арбузов, водки, коньяк, овощей и хлеба.
Суровый, аскетичный, автономный велопоход начался!...
День первый. Крушение иллюзий.
Алмата – Кокпек – Чарынский каньон – Кокпек – Бартогайское водохранилище – перевал через Сарытау – Красные скалы(восток плато Асы)
Во время заброски до Кокпека познакомились с КоПаном. Поговорили о разном, о водке, о коньяке, о жареве. О том, как умеют управляться с этими вещами СЭ товарищи. Поздним утром приехали в Кокпек. Состоялся первый походный завтрак из овощей, сурпы, мантов и чая с медом.
После боевого завтрака Баха предложил заехать на Чарынский каньон и просто посмотреть на него. 30км и мы на месте. По песчано-каменистым холмам подъезжаем к глубокому длинному каньону, названному по имени протекающей в нём реки Чарын. Решаем прокатиться по нему на байках. Спуск преодолеваем тремя разными стилями: "вжих", "голова дороже" и "вж, вж, вж... да как тут вообще спускаться!".
По каньону наматываем свою первую десятку. Вниз к реке летим под горку, не успевая рассмотреть массивные стены, колонны и нависающие над нами выступы каньона. Приходится все рассматривать во время остановок для фото. Добрались до Чарына, в котором я не сообразил искупаться, поглазели по сторонам и поехали обратно. Теперь уже работа в подъем мешала рассматривать окружающие возвышения и опять делали это только во время фото остановок.
Можно здесь сказать (так и не придумал куда еще это вставить), что я в последний раз сидел на байке больше 2-х лет назад, Баха тоже это делает не часто, а КоПан на веле суммарно намотал всего 260км.
Загрузили байки в машину и поехали обратно, через Кокпек, на Бартогай, начальную точку вело путешествия. В первый день решли, что на велы садимся мы с КоПаном. Точнее Баха решил, что он поедет на авто.
На мосту через Бартогай выгрузили байки и переоделись. Проверили необходимые вещи, рем. комплекты, воду, пару шоколадок, Костя предложил взять литр Колы, но я авторитетно заявил, что на 30км это будет лишним.
Собрались. Баха в последний раз обдал нас родным цивилизованным выхлопом, и мы двинулись в 15-ти километровый каменистый подъем от Бартогая через перевал Сарытау, отделяющий нас от нашей первой ночевки – Красных скал на плато Ассы.
Накатили азарт, радость и восторг (Паша! Восторг, Маша!) приключения. Я весело крутил педали, приноравливаясь к каменистой трассе, вспоминал про каденс, притирая и подгоняя зад под давно забытое седло. Местность вокруг была серо-коричневой, в кактусах и других верблюжьих кустарниках. Подъем слабо петляя без резких торчков уходил вверх. Местами, на особо крупных камнях спешивались и преодолевали их пешком, чтобы с непривычки не завалиться. Памятуя так же о прочитанной в одном из отчетов, вело туристической мудрости, что там где скорость сильно падает, лучше пройтись пешком, здоровее будешь. Со временем выяснил, что если скорость на байке выше 4,5км, то ехать проще, чем идти. Во время подъема понял, что задний переключатель от длительного простоя в полтора года стал нечетко работать, первая, самая большая звезда не задействована и вообще нет былой четкости. Экономя время, подстраивал все на ходу, сначала с остановками, потом в седле, натяжителем троса на манетке.
Через час езды обернулся и увидел воды Бартогая, которые предполагал, уже должны были скрыться за каким-нибудь холмом. Минералка потихоньку становилась вкусной. Средняя скорость держалась в пределах 7-8км, максимальная до 11-ти. Время от времени оборачивался назад, Бартогай, начинающий уже доставать, не исчезал. В очередной раз остановились с КоПаном попить (шел уже второй литр). Перевели дыхание, и тут он сказал: "скрылся, наконец". Внизу, действительно виднелись только холмы, водохранилище исчезло.
В общем-то, ничего против него мы не имели, но оно маячило постоянным визуальным напоминанием о небольшом пройденном километраже (за полтора часа то), и все еще связывало нас с кабаками, сурпой, бараниной, постелью и множеством других Алматинских соблазнов.
Вода заканчивалась, в отличие от подъема, который всё тянулся серией ступенчатых холмов. В одном из таких холмов Копан предположил верхнюю точку перевала. Забравшись на него через 20 минут, увидели впереди в отдалении очередной холм, и так несколько раз...
На одном из таких холмов закончилась вода, началось заголодание и мир начал тускнеть и блекнуть. Иногда смотрел на КоПана, он не ровно дышал и выглядел молодцом :). Пеших отрезков стало заметно больше, а точнее один сплошной пеший прерывался редкими вело урывками. Где-то сзади внизу показался автомобиль, решили попросить у него воды. Через несколько минут мы уже останавливали его, активно размахивая пустой бутылкой, и бешено вращая глазами.
Воды нет, как то очень быстро ответил местный абориген, и с фразой: "но она есть сразу за тем холмом", - зашуршал вверх. Эх… опять это за холмом. Поехали за холм, точнее пошли.
Не помню, дошли мы до холма перед появлением следующей машины или после неё, но воды за холмом, конечно не оказалось. Зато массивные парни из второй машины, с удивлением поинтересовавшись, как мы тут вообще оказались, выдали нам полторы баклашки минералки.
Сразу после остановки один из них протянул мне руку, и я с недопоя, раза три совал в неё пустую баклашку, пока он не сказал: "здарова!".
Напившись воды, взобрались еще в один или 2 холма и вскоре подъехали к верхнеей точки перевала. Перед нами открылся вид на восточную часть плато Ассы. Внизу, сопровождаемая с обеих сторон плотной растительностью протекает река Ассы. Слева по югу тянется на юго-запад хребет Сарытау. Справа какой-то другой хребет. Там внизу и есть место нашей ночевки.
Первый скоростной затяжной спуск. Вспоминаю, что чаще всего в горах, покрышки рвутся на спусках. На большой скорости при резких торможениях, попадая на острые края камней. Еду постоянно сбрасывая скорость, объезжая особо подозрительные камни. Но хватает не надолго и начинаю разгоняться, правда один раз "потеряв" (колесо, шло в снос) переднее колесо, сразу успокаиваюсь и начинаю больше оттормаживаться. Расслабляюсь только на относительно пологом выкате, по которому и подлетаю, к уже встречающему нас Бахе.
Часом раньше...
Баха, после приезда успел уже немного поспать (не поспать! А выпить две бутылки пива!), покурить, погулять, поставить палатку, приготовить и разжечь костер...
После общего сбора, разобрали вещи и искупались в чистых освежающих водах Ассы. Потом понаблюдали на эффект красных скал и устроили небольшую фото сессию. Затем, Баха приготовил наш первый разгрузочный ужин, который мы с большим аппетитом съели, отметив первый день первой бутылочкой "Славянки". После ужина немного поиграли в кузнечиков, потрещали и пошли спать.
Дистанция – 30км, средняя скорость 8км, максимальная – 42км, в пути – 4,5часа.
День второй. Полеты по перевалам.
Красные скалы – перевал Ассы – плато Ассы – перевал Кызылауыз (через Сарытау) – р.Жинишке
(и не забудь написать про местную крапиву!)
Утром проснулись около 9-ти. В небе уже сияло жаркое солнце. Освещая очень красивую поляну на берегу небольшой горной реки, по берегам которой цепью вытянулись невысокие ветвистые деревья. Земля покрыта мелкой зеленовато-желтой травой, с редкими мелкими камнями и кустами в виде дикобразов. С юга местность окруженна хребтом Сарытау и небольшим ободом Красных гор, который на фоне остального хребта, покрытого травой и ельником, заметно выделяется своими песчано-каменистыми зубцами.
Позавтракав, искупавшись и собрав вещи, двинулись дальше, до следующей ночевки на реке Жинишке. В этот день наступил Бахин черед крутить педали. Двинулись вдоль Красных скал по берегу Ассы к одноименному перевалу. Через пару километров доехали до шлагбаума, после которого КоПан оторвался от нас. Договорились, что он будет ждать за перевалом около реки.
В отличие от первого перевала и Чарына, склоны и вершины перевала Ассы были покрыты травой и мелким кустарником-дикобразом. За исключением первого затяжного подъема и последнего спуска, он являлся чередой крутых техничных спусков и таких же крутых подъемов, продолжительностью от 500м до нескольких километров. Трасса оказалась очень скоростной с небольшим количеством камней, по большой части являясь твердой автомобильной грунтовкой с мелкой галькой.
Радость сияла на лицах, а Баха был вынужден слушать мои постоянные восторженные возгласы и перед, и после, и во время каждого спуска, скорость на которых доходила до 46км. Это был чистый оргазм :).
Справа от трассы, в ущелье, утопающем в зелени протекала Ассы. Местами дорога подходила вплотную к склону ущелья.
Так незаметно, в отличие от первого дня, мы проехали 20км и на последнем спуске с перевала встретили КоПана. Он уже попытался половить рыбу и поймал не много ни мало - ничего. Пообедали половиной арбуза и хлебной лепешкой. После обеда я стал менять тросик и рубашки переключателя и настраивать его, т.к. езда по горам с нечеткими передачами начала раздражать.
После брода через реку, вышли на одну из основных грунтовок вдоль плато Ассы. Впереди 10 километров по плато с минимальным рельефом. Ехали со скоростью от 12км до 25км. Везде по пути, по берегам и пологим травянистым склонам плато паслись большие стада овец, баранов, лошадей и коров. Часто встречались юрты чабанов и даже бетонные постройки. Проезжали машины, большую часть которых составляли внедорожники средней навороченности. Как сказал Баха, это чабаны, дети которых давно учатся в Европейских колледжах.
Подумал, что не плохо бы на старости стать чабаном, жить в юрте, есть каурдак с беспармаком, пить кумыс, бродить по горам и ущельям. Со временем превратиться в Черного Чабана, духа Алатау, пугающего туристок.
На запад вдоль ущелья, все меньше становилось голых скал и деревьев. Окружающая картинка, как четко подметил Баха, стала напоминать ВинХаПовую тему "безмятежность". Кругом чистое голубое небо с белыми облаками, отбрасывающими длинные тени на гладкие зеленые холмы.
В центральной части плато был запланирован переезд через перевал Кызылаус на юг, в сторону Кольсайских озер. Время перед ночевкой уже поджимало, поэтому до вершины поехали на машине.
С верхней точки, в обе стороны, открывался вид на окружающие перевал, покрытые зеленью вершины Сарытау, на соседние хребты, одетые в густые облака и на расположенные между ними плато и долины.
Дальнейший наш путь проходил вниз по ущелью, между двух отрогов Сарытау по узкой каменистой сильно петляющей тропе, длиной около 15км. Это был последний вело отрезок на сегодня. Уступив место в седле КоПану, Баха на кукурузе последовал вслед за нами.
Наш первый затяжной спуск. Короткие, без камней отрезки, на которых скорость быстро возрастает, сменяются каменистыми участками. На них начинает подкидывать, колеса по очереди срываются, и теряется управляемость. Приходится постоянно притормаживать, в результате чего сильно забиваются предплечья и кисти, что еще больше ухудшает управляемость. Останавливаюсь посмотреть кто где, и вижу, как парни складывают байк в машину. Оказалось, что КоПан неудачно проехал по камням, один из которых в результате оторвал задний переключатель, сломав крепление к раме, называемое в вело народе петухом.
На одном из каменистых участков не успел оттормозиться до контролируемой скорости. Колесо отскочило от камня и пошло в одну сторону, а я, кувыркнувшись через плечо, спланировал в другую. Чуть ли не единственный раз на мне был шлем и флиска :). Все обошлось синяком на ладони и легким растяжением плеча. В дальнейшем все проходило без происшествий.
После того как проехали спуск по ущелью, Баха и Копан еще около часа загоняли меня в машину, чтобы доехать до ночевки засветло. Но на меня уже напал знакомый по Алексину синдром "кататься", и мне хотелось ехать и ехать вперед на байке. На одном из подъемов они меня отловили.
На место ночевки, на берегу реки Жинишке, приехали затемно. Отыскав самое чистое место, поставили лагерь. Дров почти не было. Несколько колючек и палок, которые нашли, никак не хотели разгораться. Баха решил, что я больше по педалям, чем по кострам. Более получаса я доказывал ему обратное. Сжег все бумажки и фантики, затем принялся за туалетную бумагу. В результате огонь загорелся. Пытаясь сделать из огня костер, я его окончательно потушил, и мы полностью сосредоточились на газовой горелке.
Под её шипение подкрепились гречкой с тушенкой, луком, чесноком, чаем, сгущенкой и водкой. Непрестанно атаковали слизни.
Из-за темноты и рассказов про змей, спать пошел не искупавшись.
Итого пройдено – 45км, максимальная – 46км.
День третий. Трофи на Кукурузере.
р.Жинишке – пос. Алгабас – пос. Жаланаш – пос.Малый Жаланаш – пос. Карабулак – пос. Саты – озеро Каянды – пос. Саты – Кольсайские озера
Проснулись утром в 9 и обнаружили себя на полянке, обжитой туристами соседней деревни. Место явно недотягивало до первой ночевки на Ассы. Из растительности в основном колючие кустарники облепихи, травы мало и опять вездесущие кусты-дикобразы. Позавтракали, искупались, как положено, отдохнули и в первом часу двинулись дальше. Ведь долго отдыхать нельзя, это тяжелый автономный велопоход, где каждая минута расписана. Если выйти из графика, можно конкретно встрять.
Наш следующий пункт назначения – Кольсайские озера.
Учитывая уже упомянутую тяжесть велопохода, сразу же сели в машину. Размышлять и спорить на тему вело движения не стали. Серьезное движение, ломаный насос.
Среди большого числа джипов на дороге изредка встречались такие динозавры отечественного автопрома, как тройки и копейки. Встретив одну из них на серпантине, удивился как она еще здесь ездит, на что Баха ответил: "на казахской сварке".
И пояснил, мол, едут два казаха в копейке по горам и из-под капота вываливается железка и машина встает. Выходят, смотрят и один второму говорит.
- Давай пока её веревкой подвяжем, а уже дома намертво проволкой примотаем.
Проехали еще немного по грунтовке и вскоре выехали на бетонку, недалеко от поселка Алгабас. В нем купили колу и мороженного (а куда без этого в автономках!). По бетонке вышли на трассу Р-16 и пошли на юг, на Жаланаш, Малый Жаланаш, Карбулак. После Карбулака настало время подвига. Свершать его в этот раз выпало Бахе. Выгрузив байки и нас с КоПаном на вершине перевала, он устремился навстречу опасности. Грозно блистая металлическим кенгурятником и взбивая за собой клубы дыма, скрылся из вида.
Отправив бойца на фронт, мы прыгнули в седла, тут же с них спрыгнули (зад то непривычный к седлам), аккуратно встали на педали, поразмялись на них несколько минут, давая ускорение тазовому кровообращению, и принялись активно вкручивать. Ехали по трассе, скорости заметно выросли. В отсутствие тряски, зад и седло даже подружились и нежно так, проникновенно терлись друг о друга, возбуждая приятные фантазии.
Съехали с перевала, по пути едва не перевернув фуру, и покатились меж двух хребтов.
Правый отличался каменисто-песчаной поверхностью с колючками, почти без деревьев, на его стороне дороги были расположены 2 или 3 поселка. С левой стороны дороги протекал один из притоков реки Чилик, а склон хребта был покрыт растительностью, деревьями, травой, кустарником и пасущейся живностью.
Ехали по идеальной для этих мест бетонке, по небольшим холмам. За последним поселком начался затяжной 5-ти километровый тягун, идущий на вершину перевала. За ним, в поселке Саты, нас ждал Баха. Как легко становится крутить в подъем, когда с него убирают все камни и бетонируют. Не нужно привставать, маневрировать, высматривать. Только знай себе пили :).
Допилил до вершины, постоял, посмотрел на КоПана, удостоверился, что все хорошо и полетел вниз. Это был второй пик восторга, полученный после спусков второго дня. Скорость по бетонке доходила до 53км, больше не позволяли ямки и каменистые участки, коих оказалось много с этой части перевала. Здесь вообще пропала зелень, не было воды, воздух был сухой и жаркий.
Пока я летел по нему, в голове зарождались мысли. Вдруг нужно где-нибудь свернуть, как мы это не раз уже делали. Если так, то обратно в такую горку я буду пилить раза в 4 медленнее. Куда сворачивать я не знаю, а воды во фляжке меньше половины.
И хорошо бы остановиться подождать КоПана, и возвращаться отсюда будет быстрее и еще какой-то бред. А колеса между тем, продолжали наворачивать дорогу под себя, и скорость держалась в районе 40км, доходя до 53км. Желание пронестись до конца спуска было непреодолимым.
Через 6км спуск закончился, вместе с последними камнями перевала. Справа в ущелье снова зажурчал Чилик, зазеленело. Впереди виднелся населенный пункт, значит накормят если что. Потоптался, отдохнул какое-то время и решил ехать обратно. Скорость заметно поубавилась, с 40 до 10. Допилил до камней и навстречу машина. Остановил, спросил про парня с круглыми ногами о 36 спицах. Видели, говорят, едет. Подивились, мол, сначала, да дальше поехали. Природа ведь, она разные странности иногда сотворяет. И поедающих все поедом зайцев серпуховиков, и ботаников разгильдяев, и львов растаманов, и поющих песни осликов и даже бумеры на эвакуаторах, все в ней встречается.
Поблагодарил я добрых людей, и потихоньку поехал обратно вниз. Вскоре на дороге показался КоПан, догнал меня, и оставшиеся до Бахи пару километров мы проделали вместе.
Баха тем временем невозмутимо положил на все подвиги и давил всей своей атлетической массой на седло кукурузера. Разбудили его, погрузили байки и уже втроем отправились навстречу новому подвигу, укрощать лужу с палками (@ КоКос).
Прямо от Саты решили заехать на озеро Каинды, находящееся в соседнем с Кольсайскими озерами ущелье. Уникальность этого озера в том, что из него растут (росли!) ели.
И опять начался подъем, правда уже во второй хребет Западного Тянь-Шаня, Кунгей Алатау, на котором и были расположены все три Кольсайских озера и Каинды.
По большинству ущелий северной части хребта протекают притоки Чилика. Этот не оказался исключением. Дорога шла по горным серпантинам, холмам, бродам и каменистым осыпям. По пути на озеро я начал уважать Кукурузер и далее буду писать про него только с большой буквы.
Поглазев какое-то время в окно, заскучал и вылез наружу. Сел на дверной проем и уже оттуда продолжил свои наблюдения, параллельно делая фото и видео репортажи.
Из-под колес по очереди вылетали то брызги, то камни, то клубы пыли, то трава. Наверное, чтобы мне не было скучно, Баха пару раз насадил мой выставленный в окно зад на колючки, и приложил спиной о торчащие сучья деревьев.
Вскоре мы приехали на озеро. Точнее озера не было, а была дорога пешком вверх, а потом вниз по сыпухе. И только потом озеро, расположенное в узком ущелье. Здесь наши представления о подвигах разошлись. Баха и КоПан пошли рассматривать внутренности заглохшего у одной из отдыхающих здесь пар джипа. А я скинул доспехи и ринулся в воды озера, дабы укротить и устыдить их того, как неприлично торчат палки из их недр. Побултыхав в воде ногами, побив по поверхности руками и пару раз нырнув, я увидел, что палки вроде как изменились, скромнее стали. Подвиг совершен, с чувством выполненного долга и глубоким удовлетворением вылез на берег. Русалки с визгом разбежались.
Окрестности озера были совершенно не похожи на картины двух прошедших дней. Склоны, покрытые густым темным ельником, отсутствие желтого песчаника и голубая, на вид густая как кисель, вода. На вкус, кстати, совсем не кисель, скорей Архыз.
После небольшой фотосессии пошли обратно к машинам, через лес. Погрузились и поехали на озера, в Кольсайское ущелье. На обратном пути на одном из серпантинов встряли в горную пробку. Прямо перед нами брело вверх стадо баранов в несколько сот голов.
Отстреливая своими откормленными ляжками взад и немного встороны, барашки разбегались при каждом постороннем звуке, пока мы с КоПаном снимали их на фото.
За полчаса проскочили пробку и скоро вернулись обратно в Саты. Оттуда въехали в Кольсайское ущелье. Немного по нему проехали до очередного шлагбаума. Заплатили за въезд и через 8км оказались на «смотровой» площадке первого Кольсайского озера.
Силы после трех дней сурового похода были на исходе, нервная система на грани истощения. Буквально ползком, на зубах добрались до "смотрового" кафе. Там выпили пивка и съели овощное рагу, но от плова отказались, все-таки у нас не просто поход, а сложная вело автономка. Тем более, что плов нужно было ждать около часа, а нам еще предстояло добраться пешком с вещами до места стоянки на противоположном конце озера.
В кафе нам всем понравилась его хозяйка. Даже не знаю, как так вышло, что единственному женатому из нас троих это выпало… Восток, как говорит КоПан, дело тонкое.
После аскетичного перекуса собрали вещи и направились к месту ночевки. Шли по тропе вдоль склона берега. Склон, состоял из каких-то сланцевых пород, кустарников и россыпи удобрений. По прикидкам дорога заняла минут 40, вторую половину пути шли уже в ночи.
На месте быстренько организовали костер, палатку, продезинфицировались и легли спать.
День четвертый. Кольсайское ущелье.
Окрестности Кольсайского озера
На сегодня ожидается трудный день, нужно многое успеть, поэтому просыпаемся в 9.25.
Умылись, осмотрели место стоянки. Место, со слов КоПана, стало более обжитым, кругом примятая трава, кострища, фантики, бумажки и какашки. Искупались, позавтракали и стали выдумывать себе подвиги на день. Я собрался прокатиться в соседнее ущелье, КоПан собрался на рыбалку, а Баха уже не мог никуда собраться, кому-то нужно оставаться в лагере.
Удочки остались там же где и байки, в машине, и мы с КоПаном пошли вместе. Чтобы не ходить вхолостую, решили, что помимо удочек надо прихватить оставшуюся водку, тушенку и арбуз. Все это погрузили Косте в рюкзак и он отправился в лагерь, а я сел на байк и полетел вниз по восьми километровому местами сильно каменистому спуску до отворота в соседнее ущелье. На отвороте в соседнее ущелье начался небольшой дождь. Я его ждал уже пару дней. (в лагере шел град и довольно не мелкий. Под это дело мы с КоПаном в палатке приговорили пол бутылки коньяка!) Впереди маячил большой холм, во время подъема на него дождь усиливался и превратился в ливень. Вспомнил Красногорск, накатила ностальгия, танцы под водой, радостные крики на всю долину, юношеская влюбленность, слезы радости, пьянящее чувство свободы, дым над водой, огонь в небе... очнулся… все еще кручу педали, впереди вершина холма. С вершины, уже привычно увидел впереди следующий холм. Постоял несколько минут под душем, подумал и поехал обратно.
В лагере тем временем дежурил Баха. Оставив меня за старшего, он ушел помогать КоПану вытаскивать улов. Искупавшись в озере, я взялся за эстетическую составляющую путешествия, стал покрывать себя ровным слоем загара. Солнце откровенно положило на мою эстетику и быстро спряталось за верхушками елей, покрывающих вершины окружающих хребтов.
Где-то в это время появилась рыбхоз инспекция в виде двух всадников колхозного вида. Баха вовремя успел предупредить КоПана. Один из них сразу поехал искать нашего четвертого, который, по их мнению, ловил рыбу. Второй начал общаться с нами (в основном с Бахой) на тему штрафов, правовых вопросов, туризма, штрафов, впечатлений от поездки, мест нашего проживания, опять штрафов и т.д. Понапрягав нас в течение 40 минут инспекторы уехали и совершенно бесплатно. После их отъезда КоПан пошел за уловом и снастями, запрятанными в кустах. В этот вечер нас ждала знатная уха из форели, из трех десяти сантиметровых рыбин.
- Баха, умеешь готовить уху?
- Нет.
- Приготовишь?
- Да.
Вечером, под треск успешно задуваемого мной, костровым в пятом поколении, и так же успешно раздуваемого КоПаном, костра, под очередную бутылочку дезинфекционной, мы вкушали наваристую ушицу.
В последнюю ночь похода сон не шел, несмотря на то, что подъем запланировали на 5 утра. Хотя, когда мы на это смотрели.
День пятый. Возвращение. Своих не бросаем.
5 утра. Будильник. На улице темная ночь. КоПан вылезает из спальника. Лежу и надеюсь, что трезвый разум, лень и так далее. Вылезает из палатки.
Блин.
Встает Баха, говорит: "спите", - и опять ложится. Все, сплю спокойно. Через пару минут Баха расстегивает спальник.
#ля.
Встаю вслед за ним.
На улице на удивление тепло. Легкий южный ветерок, беззвездная ночь, догорающие в костре бревна и три походника, пакующие свои рюкзаки. Пьем чай и собираемся выдвигаться.
А он, лежит один под деревом, одинокий и спокойный, уже ставший нам родным. С ним мы провели 4 незабываемые дня и ночи, тряслись по долинам и перевалам. Наш арбуз. Мы принесли его сюда, мы унесем его и обратно.
Прогулка вдоль озера с рюкзаками окончательно нас пробудила и вдохновила на новые подвиги. Подвиг выпало совершать Бахе и КоПану, им нужно было ехать за мной на джипе и постараться не потерять душевного равновесия в ожидании пока я доеду на байке до шлагбаума. Договорились, как только они меня догонять, я загружаюсь в машину... гы, гы...
За все 4 дня я так не раскручивался. На спусках от скорости и тряски по камням рябило в непроспатых глазах. На подъемах и пологих участках Баха скучал и подгонял меня гудками, впервые была задействована передняя третья звезда.
На шлагбауме остановился, выплюнул легкие, погрузил байк в Крузер и мы поехали на трассу.
Через 2 часа приехали в старый добрый Кокпек, где решили позавтракать. После завтрака думали отправиться по накатанному, Чарын – плато Ассы – Кызылаус – Жинишке – Кольсай – Кокпек,
- круг замкнулся, сдавайся старый Кеноби
- нет, круг разорван, сдавайся ты Вейдер
Вейдер сдался, поехали домой.
Одним из развлечений по пути домой, было распределение проезжающих марок автомобилей между Алматой и областью. Оказалось что на бумерах, не считая самых новых моделей, в основном ездят колхозники, т.е. жители области. (В этом месте большой привет Кросу!)
и ничто так не бодрит пассажиров как слова водителя: шо то у меня шторки (на глазах) закрываются...
После походные мысли и факты
От Бахиного дома и обратно пройдено 812.4км, из них на вело 129км. Маршрут следующий:
За все время ни одного прокола или пореза, Maxxis Ignitor 2,35" прекрасно себя показал, правда скоростные характеристики слабоваты. В поворотах и на прямой дорогу держат хорошо и щебень и в грунт, в хорошие уклоны.
Теплые горнолыжные штаны, да и вообще штаны не пригодились. Вполне достаточно длинных плотных шорт. И педали покрутить и у костра посидеть. Задумался о дисковых тормозах на следующий поход.
Неплохо бы перед походом по горам хотя бы пару раз прокатиться.
Как ехать по таким спускам с велорюкзаком-штанами я не представляю.
Как ехать с 20-25кг рюкзаком за спиной по такой местности я не представляю тоже.
С машиной однозначно лучше.
After-party
В оставшиеся полтора дня произошли следующие значимые события.
Умудрились нат