Кассеты Shimano (Cassettes)
Кассеты Shimano (Cassettes)
Переводная статья Шелдона Брауна (Sheldon Brown)
7-скоростные кассеты | 8-скоростные кассеты | 9-скоростные кассеты
Преимущества | Обслуживание храповика | Замена храповика | Сборные кассеты | Размеры
HyperDrive-C | HG (Hyperglide) | I.G. (Interactive Glide) | UG (Uniglide)
Трещотки и втулки (Freewheels and freehubs)
Традиционные задние втулки имели стандартную резьбу, на которую могла быть навинчена стандартная трещотка с кассетой звездочек. Это позволяло любой марке трещотки быть установленной на любой марке втулки. Если вы изнашивали ваши звездочки, или испытывали недостаток в различных соотношениях механизма, вы могли отвинчивать трещотку и устанавливать новую.
За последние несколько лет втулки "freehub" Shimano в значительной степени заменили обычные резьбовые втулки. Грустно терять взаимозаменяемость, которая прежде существовала, но этот тип втулок настолько хорош, что они пришли, чтобы представить новый "стандарт".
Традиционная
резьбовая трещотка (Threaded Freewheel) | Традиционная
резьбовая втулка (Threaded Hub) | Кассетная втулка
(Cassette Freehub) | Блок звездочек
(Cassette Cluster ) |
---|
Преимущества кассетных втулок
Из-за расположения подшипников в кассетных втулках Shimano, поддержка оси располагается ближе к концам. В результате, согнутые оси - редкая проблема с этими втулками. Не все марки кассетных втулок имеют эту возможность, которая запатентована Shimano.
Кассетная втулка включает храповой механизм в себя (хотя храповой механизм еще заменим). Когда вы изнашиваете звездочки, вы заменяете только блок звездочек, а не храповой механизм (который обычно работает намного дольше, чем звездочки).
Звездочки обычно продаются как набор, называемый кассетой (cassette). Звездочки в кассете обычно скрепляются тремя маленькими болтами или заклепками для простоты установки. Эти болты или заклепки ни в коем случае не необходимы, они только упрощают установку, чтобы сохранить звездочки и прокладки в правильном порядке и позиции, когда они сняты с тела храповика. Индивидуальные звездочки также доступны.
Некоторые из высококачественных кассет используют "паука", промежуточную отливку из металла для соединения 4 или 5 самых больших звездочек. Это снижает вес, но звездочки, которые подходят установленными на "паука", не могут быть сменены кроме как все вместе.
Uniglide ®
Старые кассетные звездочки Shimano использовали дизайн "двойного зуба", называемый "Uniglide". Они имели 9 идентичных пазов, которые соответствовали бороздам на теле храповика. Шайбы (прокладки) были между каждой парой звездочек. 5- и 6-скоростные использовали прокладки 3.65 мм, с 7 скоростями - 3.1 мм, 3.0 мм - с 8 скоростями.
Звездочки, меньшие, чем 14 зубьев, использовали вмонтированную прокладку, но другие шлицевые звездочки были реверсивные, так, что, если вы износили одну сторону, вы могли перевернуть их, и другая сторона была точно такая же, как новая! Звездочки с вмонтированной прокладкой были доступны в 5- и 6-скоростных или 7- и 8- скоростных версиях.
Самая маленькая звездочка на Uniglide кассете не была шлицевой, на ней была резьба. Эта звездочка прижимала все остальные вместе.
Чтобы демонтировать Uniglide кассету, необходимо вращать самую маленькую звездочку против часовой стрелки при помощи кнута, предотвращая от вращения храповика в обратном направлении другим кнутом, или цепью велосипеда. Dura Ace втулки используют отличную, меньшую резьбу, которая работает только с Dura Ace, резьбой на звездочках. (Прежде, вы могли бы достать 11-зубую резьбовую звезду для Dura Ace, но это было прервано).
Только несколько специальных Uniglide кассет еще доступны.
Hyperglide ®
С обычными системами переключения передач, переключение выполняется, перемещением цепи вбок, пока она не перестанет зацепляться за звездочку. Затем происходит разъединение, и цепь падает на следующую звездочку, которая является самой близкой по расположению.
В конце 80-ых, Shimano представили "Hyperglide", новый дизайн звездочки, который при переключении позволяет цепи занимать две смежных звездочки одновременно. Цепь зацепляет новую звездочку прежде, чем разъединяется со старой. Это приводит к более гладкому, более тихому, более быстрому переключению.
Это выполняется зубьями индивидуально приданной формы, по-другому на одной и той же звездочке, и, формированием наклонных плоскостей на боках звездочек, чтобы облегчить переключение вниз, на более легкие передачи (downshifting).
Чтобы сделать эту работу, поворотная позиция каждого зуба звездочки должна выровняться к таковой на смежных звездочках. Старые "Uniglide" звездочки могли быть установлены на втулке в 9 различных ориентациях (18, если вы рассчитываете, позиции с переворачиванием звездочки!) "Hyperglide" звездочки предполагают только один способ установки. Это объясняет факт, что один из пазов в звездочках является более широким, чем другие. Этот широкий паз удовлетворяет только соответствующую широкую борозду на "Hyperglide" втулке. Имеется "^" отпечатанный на звездочке, чтобы помогать найти этот широкий паз.
Так как поворотная позиция звездочки критична к созданию "Hyperglide", резьбовые звездочки не могут использоваться. Все звездочки в Hyperglide кассете - с пазами, и специальное стопорное кольцо с внутренней резьбой зажимает набор вместе. Это стопорное кольцо использует тот же самый съемник, как и для обычных Shimano и Sachs трещоток.
Когда Shimano разработали Hyperglide, они сделали тело кассетной втулки таким способом, который позволил использовать старые Uniglide пазовые звездочки без проблем на новых втулках. Многие, но не все, Hyperglide втулки также имеют наружную резьбу, которая позволяет вам навинчивать Uniglide маленькую звездочку на них.
Кроме того, большинство кассетных втулок Shimano может модифицироваться, установкой Hyperglide тела храповика. Это - простая и недорогая модификация (см. ниже).
Также возможно поместить Hyperglide звездочки на старую втулку, если вы расточите широкий шлиц каждой звездочки.
Чтобы обеспечивать Hyperglide функциональные возможности, каждая звездочка должна быть разработана специально относительно смежных звездочек. Например, имеются 3 различные 15-зубые звездочки для систем с 7 скоростями: одна версия работает между 13 и 17, другая работает между 14 и 17, другая работает между 14 и 16.
Hyperglide кассеты обычно продаются как сборная единица, и обозначены символом, который относится к специфическому набору. Имеются множества доступных различных комбинаций кассет. Большинство 7- и с 8-скоростных кассет обозначено одним или двумя символами.
Доступные кассеты:
Стандартные кассеты Shimano
7-скоростные кассеты:
Code | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 32 | 34 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
E | 12 | 14 | 16 | 18 | 21 | 24 | 28 | |||||||||||||||
F | 14 | 16 | 18 | 21 | 24 | 28 | 32 | |||||||||||||||
G | 13 | 15 | 17 | 20 | 23 | 26 | 30 | |||||||||||||||
K | 13 | 15 | 17 | 20 | 24 | 29 | 34 | |||||||||||||||
M | 13 | 15 | 17 | 19 | 21 | 24 | 28 | |||||||||||||||
H | 13 | 15 | 17 | 19 | 21 | 23 | 26 | |||||||||||||||
L | 12 | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | |||||||||||||||
I | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | 23 | |||||||||||||||
J | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | |||||||||||||||
ab | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | |||||||||||||||
ac/aj | 11 | 13 | 15 | 18 | 21 | 24 | 28 | |||||||||||||||
ad (6-speed) | 12 | 14 | 16 | 18 | 21 | 24 | ||||||||||||||||
ai | 11 | 12 | 14 | 16 | 18 | 21 | 24 | |||||||||||||||
am | 11 | 13 | 15 | 18 | 21 | 24 | 30 | |||||||||||||||
Megarange | 11 | 13 | 15 | 18 | 22 | 26 | 34 |
8-скоростные кассеты:
Code | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 32 | 34 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Megarange | 11 | 13 | 15 | 17 | 20 | 23 | 26 | 34 | ||||||||||||||
ak/an | 11 | 13 | 15 | 17 | 20 | 23 | 26 | 30 | ||||||||||||||
P | 12 | 14 | 16 | 18 | 21 | 24 | 28 | 32 | ||||||||||||||
Q | 12 | 13 | 14 | 16 | 18 | 21 | 24 | 28 | ||||||||||||||
R/ah | 11 | 12 | 14 | 16 | 18 | 21 | 24 | 28 | ||||||||||||||
S | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | ||||||||||||||
T | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | 23 | ||||||||||||||
U | 12 | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | 23 | ||||||||||||||
V | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | 23 | 26 | ||||||||||||||
W | 12 | 13 | 15 | 17 | 19 | 21 | 23 | 25 |
9-скоростные кассеты:
Code | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 32 | 34 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Dura-Ace | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | |||||||||||||
Ultegra 6500 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | |||||||||||||
Dura-Ace | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | 23 | |||||||||||||
Ultegra 6500 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | 23 | |||||||||||||
XT ar | 11 | 12 | 14 | 16 | 18 | 21 | 24 | 28 | 32 | |||||||||||||
LX ar | 11 | 12 | 14 | 16 | 18 | 21 | 24 | 28 | 32 | |||||||||||||
XT as | 11 | 13 | 15 | 17 | 20 | 23 | 26 | 30 | 34 | |||||||||||||
Dura-Ace | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 21 | |||||||||||||
Ultegra 6500 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 21 | |||||||||||||
Dura-Ace | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | 23 | |||||||||||||
Ultegra 6500 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | 23 | |||||||||||||
HG70 (105-5500) | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | 23 | |||||||||||||
Dura-Ace | 12 | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | 23 | 25 | |||||||||||||
Ultegra 6500 | 12 | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | 23 | 25 | |||||||||||||
HG70 (105-5500) | 12 | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | 23 | 25 | |||||||||||||
Dura-Ace | 12 | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | 24 | 27 | |||||||||||||
Ultegra 6500 | 12 | 13 | 14 | 15 | 17 | 19 | 21 | 24 | 27 | |||||||||||||
XTR | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 23 | 26 | 30 | 34 | |||||||||||||
XT | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 23 | 26 | 30 | 34 | |||||||||||||
Ultegra 6500 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 21 | 23 | |||||||||||||
HG70 (105-5500) | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 21 | 23 | |||||||||||||
Ultegra 6500 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | 23 | 25 | |||||||||||||
HG70 (105-5500) | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | 23 | 25 | |||||||||||||
Ultegra 6500 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 21 | 23 | 25 | |||||||||||||
Code | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 32 | 34 |
Shimano 8- и 9-скоростные втулки и кассеты полностью взаимозаменяемы, так 8-скоростные втулки могут быть 9-скоростными, или наоборот. Если Вы выбираете кассету, которая включает звездочки 11 зубьев, см. секцию на Hyperglide C.
Ak, P, Q и R и большинство кассет с 9 скоростями используют "паука" для больших звездочек. Это уменьшает вес, но требует замену тех звездочек как блок.
(Для фанов Campagnolo, John Rausch сделал Campagnolo EXA-Drive cassette sprocket sizes.)
Размеры
Расстояние
центр-центр | Толщина звездочки | Толщина прокладок | |
---|---|---|---|
Shimano HG 7-скоростные | 5.0 мм | 1.85 мм | 3.15 мм |
Shimano IG 7-скоростные | 5.0 мм | 2.35 мм | 2.65 мм |
Campagnolo 8-скоростные | 5.0 мм | 1.9 мм | 3.1 мм |
Sachs 7-скоростные &
1997 8-скоростные | 5.0 мм | 1.8 мм | 3.2 мм |
Sachs 1998+ 8-скоростные | 4.8 мм | 1.8 мм | 3.0 мм |
Shimano 8-скоростные | 4.8 мм | 1.8 мм | 3.0 мм |
Campagnolo 9-скоростные | 4.55 мм | 1.75 мм | 2.8 мм |
Shimano 9-скоростные | 4.34 мм | 1.78 мм | 2.56 мм |
Campagnolo 10-скоростные | 4.12 мм | 1.7 мм | 2.42 мм |
Если вы желаете использовать кассету / втулку с тем же самым количеством звездочек (или с меньшим количеством) с переключателем / манетками отличной системы, вы, возможно, должны будете заменить некоторые прокладки, чтобы изменить зазор у кассеты. Современные индексные системы, однако, так работают что многие, теоретически несовместимые комбинации фактически работают довольно хорошо.
В частности, по причинам, которые не совсем, ясны, с 9-скоростными втулками / кассетами, кажется, работают довольно хорошо задние переключатели / манетки с 9 скоростями других фирм.
"HyperDrive-C" кассеты на обычных втулках.
Shimano использует марку "HyperDrive-C", чтобы обозначить систему, включающую 11-зубые звездочки. ("C" обозначает "компактный"). Эти системы обычно используются с меньшим чем, стандартные ведущими шестернями.
Из-за проблем зазоров, расстояние между пазами на звездочках с 11 зубами только идет на половину толщины звездочки. Соответствующие пазы на HyperDrive-C не идут полностью к наружной стороне.
Имеются два способа решения этой проблемы: HyperDrive-C корпус не HyperDrive-C корпус
- · Вы можете использовать кассеты HyperDrive-C на обычных втулках, добавляя 1 мм прокладку перед монтажом кассеты. Это - стандартная прокладка, обычно используемая для точной настройки линии цепи с обычными шестернями. Может быть необходимым прибавить прокладку к правой стороны оси в некоторых случаях, особенно, если вы желаете делать обмен колес с другими колесами без необходимости настройки заднего переключателя.
- Иначе, вы можете сточить концы пазов старого корпуса. Это - пять минут работы, если вы имеете доступ к шлифовальному станку.
Обратите внимание, если вы устанавливаете 11-зубую звездочку на существующей кассете, которая имела большую высшую звездочку, вы должны также заменить стопорное кольцо (lockring) на HyperDrive-C кольцо. Оно сделано так, чтобы работать с 11-зубыми звездочками, которые имеют меньший наружный диаметр. Если вы используете большее кольцо, боковины цепи будут задевать за край, и цепь не будет правильно работать на 11-зубой звездочке. (HyperDrive-C lockrings совместим со всеми размерами звездочек).
Сборные кассеты
Shimano желают, чтобы вы использовали одну из их стандартных комбинаций, и они предлагают достаточно широкий выбор, чтобы подойти потребностям большинства велосипедистов, но вы не обязаны, если вы не хотите, использовать стандартную кассету! Не трудно изготовить на заказ Shimano кассеты. Если вы подставляете не одобренные шестеренки, Uniglide или Hyperglide, все будет еще работать, но переключение на / с ту шестерню не будет, вероятно, таким гладким, поскольку переключение обычно Hyperglide. Так как люди обходились без Hyperglide в течение нескольких десятилетий, это не должно пугать вас. В частности если вы подставляете верхнюю или нижнюю звездочку, вы будете иметь только одно переключение, которое не будет HG; переключение на / с таких звездочек имеет тенденцию быть менее надежным, чем обычное, во всяком случае.
Например, Shimano не делает настоящие "corncob" (с разницей в 1 зуб) кассеты для равнинной местности. В 7-скоростных кассетах, самый близкий вариант - J (13/14/15/16/17/19/21).
Если вы устраняете 21 звездочку из J, вы можете получить 13-19 "corncob", покупая 18, чтобы поместить между 17 и 19. Иначе, вы могли бы получить 12-18, убирая 19 и 21, и покупая 12 и 18.
Подобные модификации могут быть выполнены и с другими кассетами. Вообще, самая маленькая звездочка должна быть одна с вмонтированной прокладкой, разработанной для позиции высшей передачи. В то время как вы не можете вставить или устранять звездочку внутри блока паука, вы можете прибавлять звездочки с обеих сторон этих блоков.
Например, если вы нуждаетесь 13-32 с 9 скоростями, Вы можете начинать с 12-27:
- Замените 12 и 13 с высшей позицией 13.
- Добавьте прокладку и 32 после 27
(вы не должны покупать прокладку, потому что вы можете использовать прокладку, которая пришла между оригинальными 13 и 14).Shimano кассеты, которые не используют, "пауки" имеют большинство звездочек, скрепляемых тремя маленькими болтами, или, в некоторых случаях, заклепками. Эти болты / заклепки не необходимы. Их функция - удобство, в легкости установки кассеты. Чтобы сделать заказную кассету, Вы будете часто должны устранять винты или заклепки. Только отбросьте их, они практически не нужны.
- Некоторые кассеты используют винты с шестигранной головкой на 4 мм. Они могут быть удалены разводным гаечным ключем.
- Некоторые кассеты используют винты с внутренним шестигранником 2 мм. Их часто путают с заклепками.
- В случае кассет, которые являются фактически склепанными вместе, самый простой способ устранить заклепки, состоит в том, чтобы сточить головки, где они выдаются из самой большой звездочки. Я вообще делаю это на верстачном шлифовальном станке.
Не имеется никакой проблемы смешивания, скажем, 8-скоростных звездочек или 9-скоростных с 7- или 8-скоростными кассетами. Меньшие размеры (11, 12, 13) которые имеют вмонтированные прокладки, в идеале должны быть согласованы, но даже это не практически проблема.
I.G. (Interactive Glide)
Новые Shimano кассеты с 7 скоростями использовали Hyperglide принцип даже дальше, добавляя наклонные плоскости и профилирование зубьев к обеим сторонам звездочек. Чтобы делать это при поддержании полной толщины зубьев, проектировщики должны были сделать звездочки более толстыми. Так как звездочки более толстые, прокладки должны быть более тонкие, чтобы поддержать правильный зазор. Также, так как звездочки более толстые, Shimano говорит, что Вы не должны использовать H.G. Цепи на I.G. Кассеты. Цепи Sachs совместимы с обоими типами.
Shimano говорит, что вы не должны смешать I.G. и не- I.G. звездочки, но если вы используете одну I.G. прокладку на I.G. звездочку, вы должны получить все в порядке. Некоторое экспериментирование может требоваться для самых лучших результатов со смешанным монтажом.
Замена храповика.
Теоретически все Shimano корпуса храповиков взаимозаменяемы. Исключения:
- Очень ранние (идентифицируются отсутствием типичной выпуклости справа на конце втулки ступицы) которые имеют незаменяемые корпуса.
- Втулки с новым бесшумным механизмом.
- Dura Ace до 1997 года, только с корпусами Dura Ace до 1997.
Для разборки втулки сначала вынимают ось. Вставьте гаечный ключ под внутренний шестигранник 10 мм в крепежный болт в середине. Отвинтите полый крепежный болт (обычно правая резьба, против часовой стрелки ослабляться). Храповик присоединен к остову ступицы полым болтом и набором шлицов, которые предохраняют его от вращения.
Корпус Dura Ace требуют специального гаечного ключа, Shimano Tool TL-FH10, чтобы устранить его из ступицы.
Хотя большинство взаимозаменяемо в остове ступицы, вы можете иметь дальнейшие осложнения из-за несовместимости между вашим конусом правой стороны и пыльника, который должен подходить к заменяемому. Пылезащитные колпачки могут вырваться снаружи, или вы можете покупать соответствующий правильный конус, чтобы соответствовать с вашим новым храповиком.
Shimano Freehub ® обслуживание
Обычно, Freehub ® храповики при поломках не чинятся, так как стоимость ремонта превышает стоимость целого храповика. Если вы действительно хотите починть его, то он может быть обслужен так же, как и традиционная трещотка. Вам будет нужен достаточно редкий старый инструмент Shimano special tool (TL-FH 40), чтобы открутить чашку, которая также является и конусом для главного подшипника. Кассеты "Uniglide" специального назначения
Shimano перечисляет 11 "Uniglide" кассет старого стиля в их каталоге 1997. Это - обычно комбинации с нечетным количеством шариков, (слишком редкие, чтобы стоить набора инструментов для Hyperglide версии) и вы не будете находить их в вашей втулке велосипеда. Если вы действительно нуждаетесь в них, тем не менее, они могут, вероятно, быть специально заказаны у Shimano.8-speed:
14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 14 15 16 17 18 19 20 21 14 15 16 17 18 19 21 23 15 16 17 18 19 20 21 23 16 17 18 19 20 21 22 23 16 17 18 19 20 21 22 24 7-speed:
14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 14 15 16 17 18 19 21 14 15 16 17 19 21 23 15 16 17 18 19 21 23 16 17 18 19 20 21 22 16 17 18 19 20 21 23 18 19 20 21 22 23 24 Copyright © 1998, Sheldon C. Brown
Russian translation by Andrey Grigoriev
Предоставлено AGbike. Велосипед и велотуризм.