Замена манеток
Замена манеток.
Манетка - это орган управления велосипедом, предназначенный для перевода цепи с одной звездочки на другую. Манетки устанавливаются на рулевой трубе или на раме, и соединяются с переключателем посредством троса. Манетки бывают разных видов, но сейчас на горных велосипедах в основном используются триггерные (Rapid-Fire) и револьверные (Grip-Shift). У триггерных манеток имеются два рычажка, которые переводят цепь на соседние звездочки в одном и в другом направлении, причем манетки среднего и высшего ценовых диапазонов могут переводить цепь сразу на несколько ступеней. Револьверные манетки имеют поворотную рукоятку, совмещенную с ручкой руля. Перевод цепи на другие звездочки осуществляется поворотом этой рукоятки на нужное количество позиций. Такие переключатели тоже позволяют переводить цепь сразу на несколько ступеней. Иногда манетки конструктивно объединяют с тормозными рукоятками. Естественно, манетки для переднего и заднего переключателей различные. Манетка заднего переключателя имеет 6-9 позиций, и ставится на правой стороне руля, а манетка переднего переключателя имеет 2 или 3 позиции, и ставиться с левой стороны.
Схема манетки SHIMANO DEORE XT (SL-M750)
в виде файла PDF (890 kb)
Схема манетки SHIMANO DEORE (SL-M510) в
виде файла PDF (280 kb)
Схема манетки/тормозных ручек SHIMANO DEORE
(ST-M510-S/L) в виде файла PDF (190 kb)
Схема манетки SHIMANO ALTUS (SB-C055A) в
виде файла PDF (280 kb)
Обслуживание манеток типа Grip - Shift
описано здесь.
Для снятия манетки надо сначала снять ручку руля и тормозную рукоятку.
Если стоит задача заменить манетку, то придется полностью снимать трос, идущий к переключателю.
После этого снятие манетки превращается в тривиальную задачу - надо просто ослабить крепежный винт и снять манетку с рулевой трубы.
Установка манетки
Установка манетки - это тоже очень простая операция. При снятой ручке руля и тормозной рукоятке надо надеть манетку на нужное место рулевой трубы, и затянуть крепежный винт. Немного сложнее установить трос.
0. Находим на манетке отверстие, куда надо заправлять трос. На манетках разных типов оно может находиться в разных местах. Обычно это отверстие скрыто под пластиковым винтом - заглушкой | ||
1. Осматриваем трос на
предмет повреждений - если трос начал расплетаться, если в нем есть
лопнувшие волокна, то лучше его сразу поменять на новый. При покупке
нового троса обратите внимание, что тросы для переключателей тоньше
тормозных тросов, и поэтому они не взаимозаменяемы. Не забудьте и про то,
что трос заднего переключателя длиннее, чем переднего. Все тросы продаются с одним заделанным концом, и одним открытым. Когда вы закончите сборку, заделанный конец троса будет находиться внутри манетки. |
||
2.Заправляем трос в манетку. Начинаем, естественно, с открытого конца. | ||
3. Обязательно проследим за тем, чтобы оконечность троса полностью вошла в гнездо манетки, для нее предназначенное. Закрываем отверстие для троса заглушкой. | ||
4. Надеваем манетку на рулевую трубу, и притягиваем ее крепежным винтом. (Ручка руля и тормозная рукоятка должны быть, естественно, сняты) | ||
> | 5. Теперь заправляем трос в рубашки. Перед заправкой в каждую рубашку надо смазать конец троса густой смазкой. Оконечности рубашки вместе с тросом вставляем в соответствующие отверстия на манетке и на раме. | |
6. Не забудем надеть резиновые шайбы на
трос в том месте, где он проходит вдоль рамы.
Во время установки троса надо проследить, чтобы он не касался земли или пола - к маслу прилипнет грязь, песчинки, и попадут в рубашку троса. Оттуда их вычистить достаточно трудно. |
||
7. На последнюю рубашку троса, перед
самым переключателем, надо надеть резиновый пыльник, (на некоторых
велосипедах его может не быть)
Заправляем трос в переключатель. |
||
8. Проверим, что все рубашки троса
входят в свои гнезда плотно, до упора. Манетка и трос установлены. Теперь надо отрегулировать переключатель, и после этого откусить излишек троса. Про это можно прочитать здесь. |
Информация предоставлена Компаниец Максимом, www.bike-repair.narod.ru