Задний переключатель
Задний переключатель
Многие байкеры считают задний переключатель самым важным и ответственным элементом велосипеда. Производители велосипедов часто устанавливают задний переключатель более высокого класса, чем все остальное навесное оборудование. Состояние заднего переключателя сильно влияет на настроение велосипедиста. Если с восьмерками на колесах и люфтом в каретке можно смириться (до определенных пределов, конечно), то езда по с плохо отрегулированным задним переключателем превращается в кошмар, особенно на пересеченной местности или на бездорожье. Едешь себе по лесной твердой грунтовке, и вдруг попадаешь на короткий, но неприятный участок, разбитый лесовозами. Колеса погружаются в грунт, становится тяжелее крутить педали. Манетка переключается на меньшую передачу, но цепь на большую звездочку не переходит. Вместо этого цепь отчаянно скребет по звездочкам, издавая неприятный скрежет и хруст. Кончается это обычно тем, что велосипед останавливается в самом грязном месте (например, на середине лужи), приходится с него слезать и преодолевать остаток лужи пешком. Зато, как только грязь осталась позади, а впереди опять появилась красивая лесная дорога, цепь с радостью переходит на большую звездочку, и начинаешь бешено крутить педали, чтобы ехать с приемлемой скоростью. Опять переключаешь манетку, но цепь опять не слушается. Несколько сотен метров слушаешь скрежет цепи, потом останавливаешься и руками переводишь ее на меньшую звездочку. До следующей лужи. И если рядом едет кто-то, у кого цепь перепрыгивает на требуемую звездочку в течение доли секунды, да еще и почти бесшумно, то начинает терзать нехорошая зависть...
Как показал мой опыт, класс навесного оборудования велосипеда влияет на качество его работы, но не определяет его. Конечно, переключатель DEORE XT можно отрегулировать один раз после в начале сезона, а потом забыть про него, (не забывая, конечно, очищать от грязи), то безымянный переключатель придется регулировать чаще - почти после каждой покатушки по парку. Но бывает, что грязный и раздолбанный велосипед с DEORE XT работает хуже, чем чистая и ухоженная китайская поделка непонятно с какой навеской.
Итак, задний переключатель предназначен для того, чтобы переводить цепь с одной звездочки на другую. Он управляется устройством - манеткой, которая крепится на руле или на раме.
На отечественных многоскоростных велосипедах (Турист, Урал) переключатели ставились без фиксации. Это значит, что при переключении передачи надо было плавно переводить манетку в другое положение, отслеживая при этом положение цепи (по звуку и усилию на педалях).
На современных спортивных велосипедах обычно устанавливают переключатели с фиксацией, манетки которых переключаются дискретно.
Схема заднего переключателя SHIMANO
XTR (RD_M952) в виде файла
PDF (200 kb)
Схема заднего переключателя SHIMANO
DEORE XT (RD-M750) в виде файла
PDF (200 kb)
Схема заднего переключателя SHIMANO
ALIVIO (RD-MC18) в виде файла
PDF (168 kb)
Схема заднего переключателя SHIMANO
ACERA (RD-M330) в виде файла
PDF (173 kb)
Схема заднего переключателя SHIMANO
TURNEY (RD-TY23) в виде файла
PDF (176 kb)
Существуют также переключатели, встроенные во втулку заднего колеса, которая имеет планетарную передачу. Многие такие переключатели могут работать в полностью автоматическом режиме, определяя нужную передачу по усилиям на педалях. Такие устройства устанавливаются обычно на городских велосипедах.
Чтобы передачи переключались плавно, бесшумно и быстро, (на зависть другим велосипедистам) переключатель и манетка должны быть хорошо отрегулированы. Но если переключение происходит с трудом или долго, сопровождается скрежетом, не спешите хвататься за отвертку и крутить регулировочные винты. Зачастую причиной нечеткого переключения передач является самая обычная грязь или инородные тела (веточки, хвоя), попавшие в переключатель. А задний переключатель находится в таком месте, которое постоянно подвергается воздействию грязи, песка, и прочей дряни, по которой вы катаетесь.
Особенно критично относятся к грязи переключатели городских и шоссейных велосипедов (они в первую очередь рассчитаны на езду по дорогам с покрытием, а не по грязным грунтовкам и бездорожью). Модели, относящиеся к горным группам, к грязи относятся более спокойно, хотя смесь песка, глины и травы в конце концов нарушит работу даже самого дорогого внедорожного или горного велосипеда.
На плавность переключения влияет и состояние цепи. Грязная, и несмазанная цепь переключается хуже. Но иногда проблемы с переключением появляются только после чистки и смазки цепи, потому что она становится более гибкой в поперечном направлении.
В любом случае перед регулировкой заднего переключателя не помешает очистить от грязи сам переключатель, ролики натяжителя, вытащить всякие травинки и хвоинки из кассеты, а также очистить и смазать цепь. Иногда после этого переключатель начинает работать, как новый.
Установка заднего переключателя.
Настройка заднего переключателя
Переключатель также очень легко повредить при падении, или ударив об бордюрный камень. Если регулировка не помогает, проверьте, не погнуты ли детали переключателя.
Информация предоставлена Компаниец Максимом, www.bike-repair.narod.ru