Цвет темы

orange default grassgreen green pink red

Container Selector

комментарии

Дневник похода Кереть - Белое море 2005

Дневник похода Кереть - Белое море 2005

Дневник составлен непосредственным

участником похода Минашиным В.А

Автор выражает благодарность

Токаревой В.Н, за помощь в оформлении

и наборе текста.

Часть 1

Сказ про то как туристы добирались до Белого моря.

Было это совсем даже и не в давние времена (а именно с 31 июля по 13 августа 2005 года после Р.Х.). Жил (и живет поныне) в славном городе-наукограде Обнинске некто Царев Владимир Николаевич - человек весьма почитаемый в кругу людей именующих себя туристами. И было у него много-много разных таких знакомых туристов. И вот решил как-то Владимир Николаевич поглядеть на Белое море. И собрал он всех - и знакомых и незнакомых туристов и пообещал, что всем будет весело, но придется грести. И многие согласились. А дабы подготовить себя к выходу в Белое море решено было побороться сначала с речкой, расположенной на земле Карелии, именуемой Кереть.

И началась подготовка к походу. Решено было идти четырьмя катамаранами: двумя двойками и двумя четверками, т.к. народу набралось 13 взрослых и один ребенок. Все предстоящие походу дни происходили стандартные мероприятия: закупали продукты ( т. Лена ), штопали - готовили катамараны ( Владимир Николаевич, я и Павел); готовили рыболовные снасти (Андрей, я и Паша), копали червей (семья Козловых и я), помогали тете Лене и дяде Вове (Алина и Полина); готовили ремнабор (Василий), собирали аптечку (Лида и ее мама), закупали снаряжение (Марина, Нина, Даша) и делали еще многое другое.

Лично я, собрав заранее вещи, как-то нервничал и не мог дождаться отъезда. Но вот наконец день отъезда - 30.07. 2005 от Владимира Николаевича в 20.00. Еду спешно ищу батарейки для фотоаппарата Царева ( как оказалось в дальнейшем - в походе не пригодились). И вот маршрутка мчит нас из Обнинска на Ленинградский вокзал. Настроение у всех приподнятое: наконец-то вырвались из оков повседневной суеты, работы, дома.

Ленинградский вокзал является, по сути, самым старым вокзалом Москвы.

Историческая справка:

В 1851 году Николай I подписывает указ о строительстве первого в Москве вокзала. С 1855 начинается регулярное сообщение Москва - Санкт-Петербург. С приходом к власти Александра III вокзал становится Николаевским. После Октябрьской революции - Октябрьским. Такое же название получила и железная дорога. После переименования Санкт-Петербурга в Ленинград вокзал становится Ленинградским, но железная дорога сохранила свое название до нашего времени.

Постепенно подтягиваются остальные члены нашей сборной: Лида, Нина, Марина, Юля, Вера (где Даша?). Поезд подали довольно поздно, а туристов очень-очень много. Перрон сплошь заставлен рюкзаками и прочим снаряжением. А когда все это пришло в движение, то просто жуть! Такого скопления спешащих успеть сесть в поезд туристов я еще не видывал. Еле успели закидать вещи, как поезд тронулся.

Располагалась наша честная компания во втором и пятом вагонах. И было очень прикольно, забыв что-то в пятом вагоне, бегать туда сюда во второй, где и был организован наш штаб.

Вечером все собрались в штабе - знакомиться. И познакомились. После этого я ближе познакомился с Дарьей, чья вкрадчивая и лаконичная речь, а скорее мой довольно громкий баритон, долго не давали заснуть соседям. Легли в начале пятого. Спалось хорошо. Встали и, собравшись скопом, почесали в штаб завтракать.

После пытался поближе познакомиться с Мариной - как-то с большим скрипом (как оказалось в дальнейшем она была очень требовательной).

Начал писать дневник.

Доезжаем до станции Лоухи. Раннее утро. Метнулись с Мариной купить хлеба. Чудом, но нашли-таки круглосуточный магазин. И вот еще с одной группой едем на место стапеля - озеро Ньюки. До этого тетя Лена щедро наградила меня, Юлю и Веру честью быть первыми дежурными. Вот тут-то мы и познакомились ближе. Дежурство так сближает…

Наконец довольно измученные, но не голодные (было целых три приема пищи) мы готовы к отплытию. Ура! Поплыли!

На катамаране мне достается самое правое место во втором ряду. Левое заднее и два передних занимают соответственно Андрей, Лида и Марина. Пассажиром совершенно бесплатно взяли Нину, и, как оказалось в дальнейшем, не напрасно.

Подплыли к месту первой стоянки ( в районе озера Петриярви). Довольно сумбурно распределяемся по палаткам. Как оказалось, мне выпала честь делить мою полубочку с генеральным руководством: Царевым В.Н. и завхозом тетей Леной.

Перед сном ставим с Андреем жерлицы, т.к. ничего другое (блесна, удочка) не дает эффекта.

К обеду следующего дня подплываем к порогу Кривой 1. Осматриваем, обедаем и проходим без помех. Фотографируемся. Меня, а затем и Юлию чудом не уносит в воду со скользкого берега. Следующими дежурными были Паша и Нина - довольно сладкая, как оказалось, парочка.

Вторая стоянка на каменном лбу в районе озера Керчуг. Здесь особенно ярко отложились акапельные пения в составе тети Лены, меня, Веры и Юли. Орали аж до четырех утра. Чувствую, что третьей такой ночи уже не выдержу.

К вечеру следующего дня (дежурит Андрей с Алиной и Лидой) подходим к порогу Мураш. Довольно красивая зигзагообразная шивера. Проходим и встаем на стоянку. К этому времени наловили рыбы аж на одну коптильню - вкуснотища!

Запомнился насыщенный закат - единственный, который мы наблюдали на реке.

Следующий день довольно долго и упорно гребаем аж до порога Долгий. Он очень мне понравился, в первую очередь своей длиной. Встаем на ночевку. Дежурит Василий с Дашей и Мариной. Коптим еще рыбу (наловили много мелких окуньков на обеде, а также "на дорожку" поймали небольшую щуку). Вечером Вера обнаруживает у себя незабываемое мной умение делать массаж. Я начинаю думать о переходе к Вере в палатку, но креплюсь изо всех сил.

И вот опять мы дежурные. Подъем в восемь ноль-ноль, дрова, костер, варить, чай, постучать, чтоб в ушах зазвенело (призыв на прием пищи) - череда ассоциаций со словом "дежурство".

Доезжаем до порога Варацкий. Впечатляет! Есть что осматривать: если и не кильнешься, то налетишь на камень с треском - гарантированно! Первые идут Царев и компания. Фотографируем. Дальше Василий. Фотографируем - все здорово. Только мы (катамаран Андрея) отчаливаем, заряжает дождик. Соответственно фото - никакие. Фотоаппарат Царева затихает и надолго. Для пущей безопасности я одеваю Алинину каску. Но проходим без проблем. Ждем прохода Лены с Алиной. Нет и нет. Может, нужна Алине каска? Бегу со всех ног до начала порога и вижу: две хрупкие женщины вяжут своими цепкими, закаленными походной жизнью руками стремена. Помогаю как могу. Утягиваю Алину что есть сил: не выскочит даже если захочет. Но вот все прошли, а дождь все льет и льет. Промокаем все больше. Андрей тем временем поймал форельку - очень трагично и комично одновременно от этого и всех последующих наших уловов. Но мы с Андреем не унывали и все забрасывали и забрасывали блесна и удила до самого поезда. И… так ничего толком и не поймали.

А дождь вместе с тем доставал все больше. Думаем об обеде. Заходим на озеро Варацкое и с непритворным упорством ищем стоянку. И находим. Разводим костер под дождем. Водку приходится пить даже Марине и Полине. Но она совершенно не пьянит, а наоборот даже концентрирует внимание на том, как бы побыстрее поставить палатки и натянуть тенты. В этот момент я окончательно ломаюсь и перехожу к Юле и Вере в палатку - просто холодно. Остается убедить Нину переехать к Андрею и Паше и дело в шляпе. Вере это запросто удается.

Наконец переодеваемся в сухое, а сквозь дождь уже проглядывает солнце. Ура, чувства переполняют нас. Решаем: завтра первая дневка да еще с баней.

Как утроить баню своими руками? Дело нехитрое, когда есть под рукой готовая каменная выкладка, которую, правда, приходится перебрать. Далее нарезается молодая сосна и из нее вяжется каркас, на который затем натягивается тент. К этому времени нужно заготовить не менее кубического метра дров для прокаливания печки. Все утро так и проходит в напиливании дров (Паша и я), их расколке (Василий), вязании каркаса (Царев и тетя Лена). Марина очень довольна, что научилась пилить двуручной пилой. Ближе к обеду быстро налетает и так же быстро улетает туча и хорошо всех поливает. Благо, что баню уже растопили.

После обеда очень занимательное занятие: отработка неотъемлемого элемента спортивного водного туризма - киляние. Задача заключается в том, что полностью разгруженный от вещей катамаран с экипажем в боевом раскрасе (каска, весло, спас) нужно кильнуть, т.е. перевернуть вверх баллонами. Затем следует выплыть из под него, не потеряв при этом весла или еще чего нужного, и забраться обратно на баллоны. Далее катамаран аналогично переворачивают в исходное состояние.

Очень даже здорово, хотя поначалу страшно: а вдруг каска не спасет от удара оснасткой по голове? Вода была правда очень холодная и второй раз подряд киляться не хотелось.

Наконец баня готова и зовет всех в свои жаркие объятия. Паримся в три группы. Впечатления здоровские ( правда на Тумче в прошлом моем походе баня показалась мне более "наваристой"). После бани блины с черникой - милое дело! Играем в игру "загадки с пантомимой". Очень долго пришлось попыхтеть Алине и нам, показывая и отгадывая соответственно "двучлен непрерывного ряда" (тетя Лена постаралась). На меня нападает какая-то тоска (наверное, от того, что все так хорошо) и я иду рано спать.

На следующий день проходим хорошие пороги: Краснобыстрый ( три ступени с красивыми сливами), где мы садимся на камни и Масляный (ступень-слив во всю ширину речки). Жалко не сфоткал. Встаем на стоянку, довольно "сраную" в прямом смысле этого слова. Все да ничего, но заряжает дождик. Так что ложимся рано. Об отчаянных попытках поймать рыбу лучше не вспоминать.

На другой день, пройдя ряд порогов: Колупаевский, Медвежий и Кривой2, подходим к последнему порогу реки Кереть - Морскому. По описанию, перепад 15 метров на 1,5 километрах слива. Перед порогом стоят сети, у которых очень резво плещется горбуша. Как выяснилось потом, сутки погарпунить стоит 250 рублей. Но у нас хватает приключений и так. Обносим сети, опять вяжемся и проходим с восторгом Морской. Тетя Лена, разрешив ехать Алине и Лиде одним, подсаживается к нам пассажиром.

Вот впереди проглядывает открытое пространство. Рядом почти необитаемая деревня Кереть. Набираем воды (еще пресная), покупаем шесть горбуш за 250 рублей и гребем, гребем, гребем, гребем против ветра и течения. Гребли около двух километров часа 2-3, не меньше. Но вот завернули за мыс, и грести стало легко. Вода за бортом становится соленей. Под тощей воды проглядывают морские звезды, мидии и медузы. Ура, мы в Белом море!

Часть 2.

Сказ про то, как туристы выбирались с Белого моря.

Тем временем добрался Царев Владимир Николаевич во главе флота из четырех галер до Белого моря. Куда ни глянь - всюду вода соленая, синева неба и пестрая зелень морских островов. Долго ли, коротко ли, подплыли галеры к острову Горелому, где и остановились.

Остров Горелый, получивший свое название, видимо, из-за больших и частых пожаров, совершенно этому названию не соответствовал и встретил нас довольно уютной и живописной стоянкой. Весьма плотно подкрепившись, узнаем о решении руководства - завтра дневка номер два. У всех на лицах радость и полное ощущение отдыха. Весь вечер и ночь море шумит течением приливов и отливов.

Утром следующего дня Василия (видимо с голоду) прорубило на песни. Да как он их исполнял! С такой энергией, с такой проникновенностью!

После завтрака идем с Мариной в обход острова, что занимает у нас в общей сложности два с половиной часа. Убеждаемся, что остров Горелый очень живописный и уютный. И главное, имеет много мест для стоянок, одно другого лучше. Встретили скалу с выходом кварца. На мое предложение Марине отколоть ей камешек Марина, как всегда серьезно, заявила, что "ей этого не надо, но вот нашим детям просто необходимо". На мой удивленный вопрос, что это за дети Марина так же серьезно заявила: “ну как же, у нас трое детей - Алина, Лида и Полина". Я вздохнул спокойней. В центре острова есть озеро с пресной водой, но Андрей и там ничего не поймал.

Вечер запомнился объедаловкой: 1. Стандартный ужин с добавками;

2. Блины с черникой;

3. Жареные грибы;

4. Копченая горбуша.

Но вот и следующее утро. Мы, то есть Вера, Юля и я, дежурим третий раз.Покидаем остров Горелый с чувством благодарности природе: поели мидии, засушили кучу морских звездочек, я набрал камней. Подгадав время прилива, уже к обеду попадаем на еще более замечательный остров - Олений. Погода стоит очень солнечная. Народ купается, отдыхает. Лишь дежурные вынуждены в первую очередь приготовить обед и только потом, поставив палатки, расслабиться.

На острове были расположены когда-то карьеры по добыче слюды. На берегах много выработки в отвалах. Очень много красивых камней. Преимущественно это слюда, кварц и гранит. Стены карьера очень отвесные, а внутри них находится пресная вода очень темного цвета.

Сегодня в Даше мы обнаружили еще одну грань ее творческой личности: оказалось, она неплохо рисует. И в продолжение дня, а потом и вечера, из под ее руки выплывали все новые пейзажи и портреты.

Вечером едем ловить рыбу - последний рывок. Опять ничего не поймали, лишь случайно зацепили рыбку, похожую на навагу.

Владимир Николаевич и Павел очень усердно собирают мидии (здесь они значительно крупнее), а весь вечер и ночь (и следующие два дня), они баловали народ этим поистине вкусным блюдом. Некоторые активисты (Нина и Вера) делают попытку уговорить Царева остаться на дневку, но - не судьба. В продолжение всего пребывания на острове купаемся в море. Очень здорово!

Наступает последний вечер на природе и ночь в палатках. Грустно.

Встаем. Собираемся очень долго и выходим только в 14.00. Пилим до Нижней Полунги, куда прибываем в 17.30. Находим УАЗик за 600 рублей за ходку и в две ходки доезжаем до Чупы. Касса уже закрыта. Следовательно, билеты взять не удаётся. Но надеемся сесть без билетов на проходящие поезда. Делаем попытку №1: поезд Мурманск - Москва в 3.58 - ни в какую не хотят брать. Попытка №2 - поезд №15 в 4.10 Мурманск - Москва - оканчивается тем же. Ложимся спать. Что делать дальше - не ясно. Вещи оставляем на перроне. Я, Вера и Вася укладываемся спать там же. Очень холодно и много мошек, но мы засыпаем. Вдруг просыпаюсь от скрипа поезда и вижу бегущих куда-то Царева и Лену. Оказывается - поезд Мурманск - Симферополь. Могут взять до Кеми. Судорожно подтаскиваем рюкзаки, и обнаруживаем отсутствие Андрея. Сделав попытку поискать его в ближайших окрестностях, упускаем поезд. Заряжает дождь. Закрываем вещи и мокнем под зонтиком и на вокзале. На душе мерзко. Подходит Андрей. Оказывается, он собирал чернику. В 7.50 подходит поезд Мурманск - Санкт-Петербург. За довольно большую плату нас сажают до Петрозаводска. Но, доехав до Кеми, покупаем билеты и пересаживаемся в 112 поезд до Москвы.

Доедаем, допиваем остатки. Поем песни. И засыпаем измученные ужасами предшествующей посадки. И вот поезд прибывает на Ленинградский вокзал. Нина куда-то сразу же слиняла и поэтому не попала в кадр общего фото. Слезно прощаемся с москвичами и на той же маршрутке, что привезла нас из Обнинска, едем обратно.

Да, впереди всех нас ждет работа, школа, домашние хлопоты. Но в нашей памяти еще очень надолго сохранятся яркие воспоминания о походе Кереть - Белое море; а в душе каждого из нас ярко разгорается огонек, зовущий всех нас встретиться и отдохнуть так же здорово в следующем году….

Личный состав нашей флотилии:

Преимущественно экипажи комплектовались из г.Обнинска.

Катамаран №1

Капитан Царев Владимир (он же адмирал).
Боцман Маркелов Павел, (он же ведущий добытчик морепродуктов).
Матросы Токарева Вера (она же главный запевала и массажист).
Караваева Юлия (она же само очарование и душа экипажа).
Пассажиры Козлова Полина (она же главный ребёнок, специалист по загадкам).

Катамаран №2

Капитан Бурлака Андрей (он же лоцман, рыболов).
Боцман Минашин Владимир (он же автор этого дневника, тоже рыболов).
Матросы Останина Марина (она же сама требовательность и упорство команды), г. Москва.
Марченко Лидия (она же хранительница аптечки), г. Москва.
Пассажиры Пашкова Нина (она же старшая шкерщица рыбы, фотограф), г. Москва.

Катамаран №3

Капитан Козлова Елена (она же завхоз).
Матрос Матюшина Алина (она же главная флейтистка).

Катамаран №4

Капитан Куркин Василий (он же хранитель ремнабора, гитарист).
Матрос Клочкова Дарья (она же старший живописец) г. Москва.

30.08.2005,г.Обнинск.

Автор
Сообщение
12.10.05 18:09:10
Pooh
ЗЫ. кстати никто из непосредственных участников похода у нас не зарегестрирован - даже сослаться не на кого!
Надо исправить сию вопиющую несправедливость! :)
12.10.05 18:24:46
cuca
Можно сослаться на Царёва, он есть на какой одной из картинок (или даже не на одной).
12.10.05 18:33:26
Pooh
Можно, но лучше б зарегиЦЦо. :)
12.10.05 18:38:31
cuca
Приятный отчёт. Легко и художественно.
Ассоциации с дежурством - класс, в свою очередь:
автор мущина лет 35-ти (+-), средного роста с карими глазами ? :)
13.10.05 11:00:26
Pooh
Мне, кстати, тоже бросилась в глаза автопортретность текста. Личность автора не прячется бесплотным духом между букв, а вполне осязаемо очерчивается - типа "фото автора на фоне похода".
Приём интересный, хотя как этого удалось достичь автору я так и не понял.
13.10.05 12:04:48
vim
Питёрка!!!
Мне понравилось!!
13.10.05 13:38:52
cuca
Кстати фотки Белого моря было бы интересно посмотреть
14.10.05 10:38:05
Kamrad
Плавный рассказ:)
14.10.05 10:46:53
cuca
Плавный - без порогов и расколбаса (прим.) %))
14.10.05 11:06:37
Pooh
без порогов и расколбаса это Ровный (реже Гладкий)! :)
а Плавный - это какой-то новый термин
17.10.05 09:48:56
Kamrad
Лехко читается значит:)
24.10.05 18:54:54
PolosatiySlon
Главное максимально сжатый, отсутсвуют лишние подробности, присутствуют легкие художественные описания. Молодец парень!

Необходимо авторизоваться