Цвет темы

orange default grassgreen green pink red

Container Selector

комментарии

Рамы

РАМЫ


Рама - основа любого велосипеда. Материал, из которого сделана рама, качество и технологии изготовления - все это влияет на ходовые и эксплуатационные характеристики велосипеда.
Рассмотрим материалы, применяемые сегодня для велосипедных рам.

Низшим классом является обыкновенная сталь (Steel), которая применяется для изготовления отечественных дорожных велосипедов. Очень тяжелая, с отвратительными эксплуатационными свойствами. Имеет малую прочность, очень большой вес, быстро ржавеют. Больше сказать о ней нечего.

Высоколегированная сталь(High Ten): хорошо "дышит" на неровностях дороги благодаря своей гибкости, однако тоже характеризуется неудовлетворительными рабочими характеристиками и большим весом. Рамы из этого материала обычно не отличаются качеством изготовления, плохо катят и быстро ржавеют. Главное достоинство - низкая цена. Из этого материала изготавливают самые дешевые байки для начинающих. Помимо этого стальной байк может быть использован в качестве "грузового" дачного велосипеда или дешевой "зимней" машины. Сегодня рамы из этого материала отживают свой век, уступив место дешевым алюминиевым, в огромных количествах производимых в Китае и Сингапуре.

Хромомолибденовая рама (Cro- Moly) имеет все достоинства предыдущего класса, но она долговечнее, надежнее и легче. Более высокого класса такие рамы делают с переменной толщиной стенок (баттинг). Рамы с тройным баттингом прочны и достаточно легки одновременно. В высококачественных баттированных рамах многие произвоизводители испльзуют трубы фирм Reynolds, Columbus, Tange (и ряда других), славящихся качественной проработкой материала. Наличие баттинга можно посмотреть непосредственно на самой раме - об этом всегда пишется на трубах. В случае какого-либо сомнения лучше почитать о данной модели в каталоге - продавцы даже в специализированных веломагазинах иногда не знают, что такое баттинг вообще. Маунтинбайки с хромомолибденовыми рамами высокого класса имеют отличный накат на любой дороге. В совокупности с хорошим передним амортизатором представляют собой очень надежную и комфортную туристскую машину, одновременно способную принять участие в любой гонке. К достоинствам хромомолибденовой рамы также следует отнести ее способность "писать трассу", то есть изгибаться на виражах и "помогать" байкеру. Это хорошо чувствуется на техничных трассах с множеством поворотов. Положительный момент хромомолибденовых рам еще и в том, что их достаточно просто заварить в случае поломки, что особенно важно в путешествиях высшего уровня сложности. Они менее подвержены ржавчине.
Такие рамы часто выбирают велотуристы, забирающиеся в глухие уголки нашей планеты (африканские пустыни, джунгли Амазонки или в бескрайнюю тундру).
Цены на высококачественные хромомолибденовые рамы начинаются с отметки 400-500$. Сегодня большой проблемой является приобрести высококлассную хромомолибденовую раму - подавляющее большинство производителей оставили только модели начального уровня. Оставшиеся можно пересчитать по пальцам: по одной модели у Kona, Jamis, Marin и еще несколько моделей от солидных фирм-производителей.
Основные недостатки: неидеальная приемистость, а также потери энергии при педалировании способом "танцовщица" и силовой работе на подъемах. По этим причинам хромомолибденовые рамы не часто используются в кросс-кантри, но любимы туристами, марафонцами и кроссовиками.

Рама из алюминиевых сплавов (Al) легкая, прочная и жесткая. Имеет "агрессивный" вид и спортивный характер. Существует целый ряд алюминиевых сплавов и способов их обработки (7000, 7005, 7005T6, 7009T6, 7010T6, 6061, 6061T6), однако важнее не то, из какого сплава сделана рама, а фирма- производитель и класс рамы. Например, рама GT Avalanche LE сделана из 7000 сплава, но она выше классом, чем рама Schwinn Mesa GS из сплава 7006T6. Высококачественный алюминиевый байк мнгновенно набирает скорость от малейшего нажатия на педали, отлично идет в гору и позволяет великолепно чувствовать дорогу. Повороты проходить сложнее, чем на хромомолибденовой раме, однако при этом сам поворот проходится быстрее. Бесспорным лидером по производству рам из алюминиевых сплавов является Cannondale: даже простейшая рама этой фирмы (CAAD2) обладает отличными параметрами. Лучшая же рама Cannondale (CAAD5) весит легче некоторых титановых и карбоновых образцов и воплощает в себе все передовые достижения по технологии изготовления и применяемым сплавам. Превзойти этого производителя смогла только элитная фирма Klein, однако цены на ее рамы приближаются к аэрокосмическим.
Хорошие алюминиевые рамы делают сегодня большинство ведущих мировых фирм. Они также имеют баттинг и ставятся на байки ценовой категории 700$ и выше.
Велосипеды с рамами высокого класса имеют отличные параметры по разгону, динамике и работе на подъемах, а также хорошую накатистость и прохождение крутых поворотов. (Единственный нюанс: люди с весом менее 70 кг часто не в состоянии "заставить работать" алюминиевую раму, вследствие чего ухудшается ее накат и скоростная езда по техничным трассам).
Для рамы из алюминиевых сплавов крайне необходим хороший передний амортизатор, в совокупности с которым она проявляет все свои положительные свойства.
Основные недостатки по сравнению с хромомолибденовыми рамами: меньшая накатистость (рама "туповата") и высокая "трясучесть" рамы. Необходимо более внимательно работать с тормозами. Классические туристы недолюбливают рамы из этого материала из-за их жесткости и невозможности сварки в полевых условиях. Также есть мнение о том, что алюминий плохо переносит зимние холода, хотя мой собственный опыт эксплуатации этого не подтверждает. Алюминиевая рама также значительно меньше коррозирует в агрессивной среде, чем хромомолибденовая и тем более стальная. Если не ездить ежедневно зимой по городу, то об агрессивных средах можно и не говорить.
На сегодняшний день алюминиевые сплавы являются господствующим материалом, применяющимся для изготовления рам. Подавляющее большинство гонщиков кросс-кантри ездит на алюминиевых рамах. Этот материал также выбирают приверженцы параллельного слалома, фрирайда, агрессивного стиля езды.
И естественно, нельзя требовать всех описанных положительных качеств от рамы за 150- 200 $ (самая дешевая рама Cannondale стоит 600 $).

Титановая рама (Titanium) обычно ставится на байки профессионального уровня. По весовым показателям она примерно равна лучшим алюминиевым рамам. Хорошо сделанная титановая рама "работает" на пересеченной местности, эффективно гася вибрацию и обладает высокими ходовыми характеристиками (блестяще катит) По многим свойствам она аналогична лучшим хромомолибденовым рамам.
Следует отметить поразительную способность хорошей титановой рамы не терять скорость на "тряской" дороге, щебенке и пр. Кроме того, титановая рама не боится никаких погодных условий и царапин. Она самая долговечная из всех материалов и, как и хромомолибденовая рама, может служить многие десятки лет без потери свойств.
Основные недостатки: те же, что и в хромомолибденовых рамах: потери энергии при педалировании "танцовщицей" и работе в гору. По этим причинам реже используется в кросс-кантри, чем алюминий. Во всех остальных случаях- это отличный выбор.
Высококлассные титановые рамы делают такие фирмы, как Bianchi, Merlin, Litespeed, Wheeler, Mongoose, Colnago, Lee Cougan. Цены на такие рамы значительно превышают 1000$. Кросс-кантрийные рамы этих фирм благодаря специальной обработке, компонентному составу и технологии сварки имеют высокую жесткость. Это позволяет велосипедам с такими рамами преодолевать подъемы не хуже хороших алюминиевых моделей, что очень важно для кросс- кантри. Титановые рамы различных классов делают также на отечественных "оборонных" заводах. Топовые модели часто разрабатываются такими мировыми лидерами, как Bianchi и Colnago. Стоимость подобных рам составляет 400-500$. Некоторые байкеры используют простые отечественные титановые рамы как базу для создания неприхотливого "зимнего" велосипеда- титан не боится агрессивной среды и очень надежен.
Приходилось видеть титановые рамы за 150$(!). Владельцу подобного "шедевра" можно только посочувствовать и порекомендовать приобрести обычный хромомолибденовый велосипед-он будет не хуже.

Карбоновые (композитные) рамы - материал будущего. Высококачественные карбоновые рамы дороги - от 1000$ и выше. Карбоновые рамы очень легки: вес лучших образцов - немногим более 1200 грамм. Они могут иметь самые разнообразные свойства в зависимости от предназначения. В общем случае, карбоновые алюминиевые хардтейлы очень жестки и отлично подходят для гоночных дисциплин. На основе карбона изготавливают комбинированные рамы (их тоже называют карбоновыми). Они представляют собой пространственный каркас (алюминий, магний, титан), который расположен внутри самой рамы. Свойства получившейся рамы могут быть самыми разнообразными. При этом многие недостатки других материалов минимизируются. Например: рама будет хорошо идти в гору, но при этом в достаточной мере поглощать вибрацию и иметь хороший накат.
Подобные рамы делают Klein, Cannondale, GT, Gary Fisher, Trek, и еще некоторые фирмы.
Основные недостатки: слабая устойчивость к сильным точечным ударам. Ряд фирм добились в этом плане существенных успехов и их рамы весьма тяжело повредить (например, Trek или Easton). Велосипеды на подобных рамах могут стоить 5000-10000$.

Магниевая рама (Magnesium) - одна из самых легких на сегодняшний день. Имеет как свои достоинства, так и недостатки. В России рамы из этого материала производит фирма Litech.
Статью о магниевых рамах можно почитать здесь

Рамы из экзотических сплавов К ним относят бериллий, скандиум и ряд других. Подобные изделия обычно изготавливают минимальными сериями (иногда - штучными). Они используются для соревнований по кросс-кантри мирового уровня или как демонстрация технического прогресса на выставках. Стоимость ничем не ограничена - полет фантазии дизайнеров и конструкторов беспределен.
Сегодня лучшие велосипедные фирмы бьются за создание "своего" алюминиевого сплава, который минимизировал бы отрицательные стороны алюминия. Выдающиеся весовые характеристики демонстрируют скандиевые рамы, применяемые некоторыми солидными фирмами для изготовления командных велосипедов.
Битва сплавов и технологий продолжается.

Рамы из различных материалов также могут иметь самые разнообразные свойства в зависимости от назначения. Однако ведущее значение при выборе необходимой рамы имеет предпочтение самого байкера - это самое главное. Если велосипедисту нравится путешествовать на алюминиевом хардтейле или карбоновом двухподвесе - этот выбор и есть лучший, потому что это его выбор. В идеале каждый должен ездить на "велосипеде своей мечты" или стремиться к этому.
В принципе, если покупать Cannondale за 5000$, то можно не спрашивать продавца о таких прозаичных вещах, как баттинг, класс навески и пр. Все это и так будет отменно и безупречно. Здесь уже стоит подходить с точки зрения удобства и предпочтений в езде (поставить манетки другого типа, вилку другой фирмы с иным ходом, поменять покрышки, педали и т.п.)
Выбор рамы - важнейшее решение при покупке "кастомного" байка (то есть спецзаказа, собранного из отдельно выбранных компонентов)

Информация предоставлена Алексеем Кавелиным, veloroad.spb.ru

Автор
Сообщение
19.08.09 21:53:49
Juriy
Великолепная статья!
18.05.10 23:31:39
Иван Б
Расскажите про бамбуковые рамы =)
Ссылка на этакое чудо: http://www.bmeres.com/bambooframe.htm

Необходимо авторизоваться