Цвет темы

orange default grassgreen green pink red

Container Selector

комментарии

Краткий отчёт по Бартангу 2003

Танымас - Кудара - Бартанг 2003

Водный туристский поход V категории сложности по Центральному Памиру совершённый в сроки с 04.09.2003 по 25.09.2003.
Построен на основе официального отчёта.
маршрут: Бишкек - Ош (Киргизстан) - Кызыл-Арт - Каракуль ст.Акташ - перевал Кукджар - р Танымас - р. Кудара - р. Бартанг - п. Рушан - г. Душанбе
Карты есть здесь
Руководитель К.В. Петров.
Обнинский клуб туристов.

Нитка маршрута.

Оз. Каракуль - перевал Кукджар - р. Танымас - р. Кудара - р. Бартанг - к. Емц - п. Рушан

Способ передвижения: пешком, груз на ослах (или на машине - так мы шли ещё около 10 км); сплав на трех 2х местных катамаранах и одном каяке.

Протяженность активной части маршрута: 222 км

пешая часть 38 км

  • заброска 15 (25 с учётом пешего сопровождения машины) км
  • обнос завала Парадуз на Кударе ~7 км (длинна участка реки 4.5 км)
  • Емц - Рушан(поиски машины для выброски) 16 км в одну сторону

Водная часть 174 км

  • р. Танымас 37 км
  • р. Кудара 20 км
  • р. Бартанг 117 км

Участники.

Фамилия Имя Отчество Клан
Катамаран-2 "Лисёнок" (красного цвета)
1
Петров Константин Владимирович Обнинск
2
Кривонос Андрей Владимирович Москва
Катамаран-2 "МП" ("украинского" цвета)
3
Петров Павел Константинович Обнинск
4
Шавлаков Владимир Александрович Обнинск
Катамаран-2 Тритон (цвета "гжель" )
5
Воробьев Василий Семенович Питер
6
Мягкова-Романова Марина Анатольевна Питер
Каяк "Pyranha Inazone 23?" (зелёный)
7
Дынин Юрий Александрович Питер

Выдержка из энциклопедии о районе путешествия.

Памир - горная страна в Средней Азии (в основном в Горно-Бадахшанской АО Таджикистана. На севере Памир ограничен Заалайским на Востоке Сарыкольским хребтами, на Юге оз. Зоркуль, р. Памир и верховьями Пянджа на Западе р Пяндж.
Рельеф Памира характеризуется сочетанием горных хребтов субширотного и меридионального направлений. На Севере широтный Заалайский хребет достигаетв пике Ленина 7134 м. К Югу от Заалайского хребта протягиваются меридиональльные хребты Академии Наук, Зулумарт, и Сарыкольский.Хребет Академии НАук достигает высшей точки в пике Коммунизма - 7495 м. Восточный склон его скрыт под снегом и льдом фирновой области ледника Федченко (один из его рукавов является истоком р. Танымас), а Западный обрывается высокой стеной к ряду паралельных широтных хребтов: Петра первого с пиком Москва (6785 м.), Дарвазский с пиком Арнавальд (6083 м.) Ванчский и Язгулемский с пиком Революции (6974 м). К Востоку от Язгулемского хребта в центре Памира расположен хр. Музкол достигающий в пике Советских Офицеров высоты 6233м. Сейчас традиционные названия пиков изменены.
По характеру рельефа Памир делится на восточный и Западный. На восточном Памире господствует древний среднегорного типа рельеф, основание которого поднято новейшими тектоническими движениями. При абсолютных высотах 4000-6000 м относительные высоты обычно не превышают 1000-1500 м. Горные хребты и массивы имеют мягкие округлые очертания, а разделяющие их долины и бессточные котловины, расположенные на высотах 3700-4200 м, широкие,. Плоскодонные и выполнены толщами рыхлых обломочных отложений.
На Западном Памире преобладают формы резко расчлененного высокогорного рельефа; узкие альпийского типа хребты, со снегами и ледниками, чередуются с глубокими тесными ущельями, по которым текут бурные многоводные реки. Превышения гребней хребтов над днищами долин достигают 2000-3500 м. В облике гор господствуют голые скалы и осыпи. Рыхлые отложения в виде конусов выноса имеют весьма ограниченное распространение. Конуса выноса и террасы служат почти единственными удобными местами для поселений и хозяйственной деятельности человека.
Климат Памира высокогорный, суровый, резкоконтинентальный, особенно на Востоке, замкнутые котловины способствуют застою охлажденного воздуха. Из-за положения Памира в субтропическом поясе зимой здесь преобладают массы воздуха умеренных широт, летом - тропические. Средняя температура января на Восточном Памире на высотах около 3600 м - -17,8°С. Зима длится с октября по апрель включительно. Лето короткое и холодное. Летние температуры (на тех же высотах) не поднимаются выше +20°С. Средняя температура июля 13,9°С. В долинах Мургаба, Оксу, в бессточных котловинах оз. Каракуль и др. распространены многолетние мерзлые горные породы. В долинах Западного Памира средняя температура января -7,4°С, июля 22,5°С (на высоте около 2100 м). Вегетационный период (среднесуточная температура > +5°С) в Хороге 223 в Мургабе 140 суток. Преимущественное влияние на годовой ход осадков оказывают циклонические процессы при юго-западном переносе масс. В долинах Западного Памира сумма годовых осадков составляет 92-260 мм, на Восточном Памире - 60-119 мм. В высокогорьях и на склонах гор количество осадков увеличивается (на леднике Федченко 1100 мм). Максимум осадков на Западном Памире выпадает в марте-апреле, минимум --летом. На Восточном Памире осадки выпадают в мае-июне и августе. Летом на Восточном Памире возможны влияния влажных тропических масс воздуха, участвующих в муссонной циркуляции Индии.
Гидрология Реки Памира относятся главным образом к бассейну Амударьи. Крупнейшая река Памира - Пяндж. Притоки Пянджа с права: Гунт с Шахдарой, Бартанг (в верховьях Оксу, в среднем течении - Мургаб), Язгулем, Ванч. На Северо-Западном Памире находятся верховья рек Обихингоу и Муксу, относящихся к бассейну Вахша. Небольшое число рек Памира принадлежат внутреннему бассейну (Караджилга, Музкол и др.) и бассейну Тарима (Маркансу). Питание рек ледниково-снеговое, половодье летнее. Крупнейшее озеро Памира - Каракуль (соленое, бессточное), расположено в тектонической впадине. Значительные озера Рангкуль, Шоркуль (соединенные протокой) и Зоркуль (моренно-подпрудное); меньше по размеру проточные озера - Яшилькуль и Сарезское - возникли в результате запруды рек обвалами.
Основные типы ландшафтов, растительность. В природном отношении Памир в целом тяготеет к Центральной Азии и относится к физико-географической стране Центрольноазиатских нагорий. Различия ландшафтов на Памире определяются в основном высотной поясностью, распространением рельефа восточно- или западнопамирского типа, а также количеством осадков. Растительный покров чрезвычайно разрежен, и в ландшафтах преобладают голые скалистые или покрытые щебнем и валунным суглинком поверхности. На пространствах Восточного Памира господствует ландшафт холодной высокогорной пустыни и каменистого высокогорья. Древесная растительность полностью отсутствует. На плоских днищах долин и котловин и на сухих склонах растут приземистые кустики терескена, растения-подушки (аконтолимон, остролодка и др.), памирская пижма, местные виды полыни и луков. Западный Памир отличается большим развитием растительности, но и здесь в нижних частях горных долин преобладают пустынные формации с господством полыни и саксаульчика. Вдоль русел рек кое-где тянутся заросли из ивы, облепихи, тополя, березы, шиповника, барбариса. Древесно-кустарниковая растительность разрозненно поднимается до высоты 3900 м (ивы, береза, арча)
Животный мир. Фауна Восточного Памира бедна встречаются: горный баран (архар), сурок длиннохвостый, пищуха большеухая, заяц тибетский; из птиц - Тибетская горная индейка - улар, тибетская копытка, серпоклюв, тибетский ворон, рогатый жавороонок, снежный гриф. В горах Западного Памира обитают: горный козел - киик, бурый медведь,волк, лисица, снежный барс, каменная куница, заяц талай, летучие мыши; из птиц - индийская иволга, темнобрюхий улар, каменная куропатка, сорокопут, райская мухоловка. Рыбами Памир очень беден. Известны только маринка и тибетский голец (осман).
Население - Таджики-памирцы, язык - Таджикский, Фарси. Развито горное Земледелие, Выращивают пшеницу, ячмень, кормовые растения. Развито скотоводство - овцы, козы, яки, коровы, лошади, ослы.

Выбор маршрута.

Маршрут предполагал повышение туристического мастерства, знакомство с новым районом. До этого всеми участниками группы были пройдены достаточно сложные реки Кавказа и Алтая. Хотелось что-нибудь посерьезней. Выбор пал на культовый среди обнинских водников район - Памир. Интересный, как с географической так и с технической точки зрения, район. Кроме того последние группы посещали Памир в 1990-1991 гг (по причине военных действий в Таджикистане и Афганистане). Хотелось заново открыть Памир для себя и своих товарищей. Выбор пал на единственную на Памире "пятерку" - рр. Танымас - Кудара - Бартанг. Свой опыт и других водников, прошедших маршрут, показывал, что он для группы вполне достойный и выполнимый, позволяющий повысить выносливость и технический опыт группы как в пешке так и в преодолении водных препятствий. Побывать на Памирском плато, увидеть оз. Каракуль, проехать по Памирскому тракту и сплавиться по реке берущей начело с ледника Федченко - очень подкупало.

Транспорт и необходимые формальности для пребывания в регионе.

Общая информация о вариантах заброски.

Для заброски на реки Памира можно выбирать из вариантов:

  • С верховий: заброска проходит через г.Ош, перевал Кызыл-Арт, Каракуль.
  • Снизу: заброска проходит через Душанбе, Куляб или Хорог, затем с памирского тракта (а в случае р.Гунт по нему)следует подняться вверх по течению реки.

    В обоих вариантах конечные участки пути возможно придётся идти пешком или с ишаками. Населёнка в долинах рек довольно плотная и арендовать ишака просто, они сами найдут нуждающегося.

В Ош можно попасть самолётом из Москвы (цена около 6500р. с чел - непроверенная информация), самолётом из Бишкека(цена около 40 евро с чел.), машиной из Бишкека(700 км, 25 - 30 $ с чел.(такси)). Также возможны варианты из Узбекских городов Андижана, Ферганы, но они не рассматриваются, так как нет надёжного способа попасть в эти города.
До Бишкека из Москвы ходят поезда(2300р. 3 дня) и самолёты(5800р.- 6800р.).
Дальнейший путь из Оша будет проходить на машине (обычно УАЗ), стандартная цена для перевозок по ГБАО от 0.35 до 0.45 $/км.
Для заброски с верховий характерно обилие контролирующих органов на дороге, особенно сконцентрированных на Киргизско-Таджикской границе. При таком варианте заброски удастся разнообразить впечатления от похода видами оз. Каракуль, высокогорных пустынь, которые будут пропущены при подъёме вдоль реки снизу. Возможно возникновение горной болезни, так как максимальная высота на этом пути будет от 4300м(перевал Кызыл-Арт), и возможна ночёвка на оз.Каракуль (высота 4000м).

В Душанбе и Куляб из Москвы можно добраться только самолётом. В Душанбе летает только авиакомпания "Точикистон"(телефон в Москве - 9751521) по цене 190$, другие авиакомпании туда пускают редко и ненадолго. В Куляб также совершает регулярные рейсы авиакомпания "Евразия", собирается (предположительно) совершать рейсы авиакомпания "КНГ Трансавиа", поэтому цена перелёта до Куляба может быть меньше.
В Хорог есть авиарейсы из Душанбе и Куляба Рекламная цена 30$-40$. В Хороге, Душанбе и Кулябе можно нанять машину для дальнейшей заброски, стандартная цена для перевозок по ГБАО 0.35 - 0.45 $/км.

Дороги на территории ГБАО плохие, и становятся хуже с каждым годом из-за отсутствия ремонта. В нашем случае дорога на Кудару через перевал Кухджар была непригодна для автотранспорта.

Описание участков заброски/выброски. Мы избрали такой вариант(комментарии в контактной информации):

Участок пути Часов Км Цена на всех Цена на чел
Москва - Бишкек (поезд)
76
~2300 р.
Бишкек - Ош (авто)
16
700
8400 сом = 6130 р. 875 р.
Ош - пер.Кухджар(15 км до начала сплава) (авто)
18
430
345$ 50$
(15 км до начала сплава) - р.Танымас (ишаки)
6
15
1000 р. 145 р.
К.Емц - Душанбе (авто)
~20
500
400$ 57$
Душанбе - Москва (самолёт)
4
5965 р.
Итого
12500 р.

Возможен также следующий вариант заброски в начало маршрута: Самолёт Москва-Душанбе(Куляб), самолёт Душанбе(Куляб) - Хорог, машина Хорог - начало Гранaтового каньона р.Танымас. До места нашего фактического старта идти незачем, так как содержательная часть маршрута начинается на Гранaтовом каньоне, до него мы день шли по разбоям. Этот вариант примерно в 1.5-2 раза быстрее нашего, но и в 1.5-2 раза дороже. Можно доезжать только до конца завала Парадуз на Кударе и не идти вверх по реке. Такой ход позволит сэкономить время на заброске, на сплаве и обносе завала Парадуз по сравнению с предыдущим вариантом ценой отказа от прохождения Гранaтового каньона Танымаса и одного интересеного порога на Кударе. Как действительно возможный, вариант заброски снизу был придуман только в конце маршрута. До начала маршрута сведения о состоянии дороги были крайне противоречивы, можно было быть уверенным в наличии дороге только до Басида(середина Бартанга), поэтому был избран "классический" для советских времён вариант через Ош.

Пропуска.

Для пребывания на территории ГБАО необходим специальный пропуск. Оформлением пропуска могут заняться турфирмы Киргизии и Таджикистана. Оформление пропуска - это довольно длительная процедура, поэтому паспортные данные для пропуска нужно предоставить за 30-40 дней до путешествия.
При пребывании на территории Таджикистана и Киргизии более 3 дней, необходимо оформление регистрации в ОВИР.
Регистрацию в Таджикистане можно сделать в областном центре, но нас зарегистрировали в ОВД Рушана(районный центр) и бесплатно дали справку со списком группы и печатью ОВД Рушана. Получение справки сопровождалось попыткой вымогательства и потребовало применения приёмов дипломатического характера. Видимо, полученная нами справка не вполне является требуемой справкой о регистрации, но она позволила нам избежать проблем при вылете из Душанбе, где у нас запросили регистрацию, так как силовые и прочие структуры имеют весьма смутное представление о необходимом виде справок. Теоретически нужно оформлять за некоторую сумму справки о регистрации спец образца.

Контактная информация.

Сергей Воронин Kyrgyz-Dutch Joint Stock Co.
"Horizon Travel"Fax/tel.: +996 312 645147 <==== NEW
Tel.: +996 312 645572 <==== NEW
27 Umetalieva str., Bishkek,
720017, Kyrgyzstan, CIS
E-mail: horizon@elcat.kg
http://www.horizon.elcat.kg

Сергей Воронин известен, видимо, большинству групп, проводящих поход в Средней Азии. Он был первым человеком, к которому мы обратились при подготовке похода. Его консультации очень помогли в подготовке похода. Он встретил нас с поезда и нашёл машину с багажником до Оша. Является обладателем "европейского" менталитета, что очень существенно в Средней Азии. Видимо подготовку к любому походу в Средней Азии следует начинать с контакта с Сергеем Ворониным.
Оказываемые услуги:

  • Ответы на вопросы и всесторонняя поддержка.·
  • Посредничество при оформлении пропусков в погранзоны Киргизии и Таджикистана (возможно и других стран).
  • Оформление регистрации в ОВИР Киргизии.
  • Транспортные услуги.
    (Выдержка из письма: "ЗИЛ 131 с багажником стоит Евро 0,47 / км, на высокогорье Евро 0,48 / км. Питание водителя лучше взять на баланс команды. В дни простоя водителю доплачивается Е 5 в день. Газ 66 с багажником Е 0,45 / км, Уаз 452 0,35/км. Багажник можно изготовить".)
Ёсиддинов Умаржон Международная торгово-туристическая компания "Мундуз-турист".
Кыргызская республика, 714000, г.Ош, ул. Советская 1.Ёсиддинов Умаржон Жамолидинович.
Эл. Почта: osh_munduz@netmail.kg, Munduz_tourist@hotmail.com.
Тел. Раб: (996-3222) 2-22-76, 5-55-00
Факс: (996-3222) 5-50-72, 5-66-18

В фирме "Мундуз-турист" для нас оформили пропуска в погранзоны, а также предоставили транспорт до Кудары.
Пропуска были оформлены очень быстро - данные мы выслали 21 августа, 4 сентября сообщили о готовности пропусков.
До Кудары нас не довезли, оставили за 6-10 км до перевала Кухджар, в связи с неисправностью машины(неработающее сцепление), боязнью водителя (дорога по перевалу очень страшная) и сообщениями о неработоспособности дороги (когда мы шли пешком - встречали осыпи и каменные завалы, перегородившие дорогу). Вообще дорога на Кудару считается очень сложной даже в рабочем состоянии и не каждый водитель способен туда доехать. Этот момент нужно учитывать при расчёте километража и в договорённости о способе оплаты.
Во дворе фирмы мы ночевали в ночь с 8 на 9 сентября. Люди очень гостеприимны.
Оказываемые услуги:

  • Оформление пропусков в погранзоны. (На наш взгляд лучший вариант для оформления пропусков)·
  • Транспортные услуги - УАЗ (буханка). (За 1 км - 0,3 долл. США. Кроме того доплачивается 35 долл. США за 1 сутки работы водителя)
Michael Davis The Great Game Travel Company Limited
http://greatgametravel.co.uk
Member of the Travel Trust Association: R9990
info@greatgametravel.co.uk
+992 (372) 246916 Tajikistan office
+44 (1763) 220049 for UK office.

Майкл Дэвис - представитель британской тур фирмы, занимающейся организацией туров по Таджикистану. Таджикский офис находится в Душанбе, сам он живёт там же. Часто ездит по всему Таджикистану и по Памиру в частности. Знает английский и таджикский языки. При невозможности писать на них, допустимо использование русского - видимо у него есть переводчик. Лично мы с ним не встречались - в день отъезда он был болен.
С ним договаривались о выброске с Бартанга в Душанбе. Он состыковал нас с Бардином Бардиновым, который возил нас.Об оформлении пропусков в погранзоны вопрос не поднимался, но вполне вероятно, что у него есть такая возможность, так как фирма организует туры в ГБАО.
Оказываемые услуги:

  • Транспортные услуги - встреча в к.Емц(читается как Имц) и переезд в Душанбе стоил 400 долл. США)
Бардинов Бардин Таджикистан, ГБАО, р-н Ишкашим, к-к Рин, Бардинов Бардин Джумалихонович.
Тел. (750600)4-15, (750600)1-49
Душанбе, ул. Рудаки 29, кв. 12, Джумалихонов Кубатхон.
Тел. 992 (372) 24-64-34 (его брат)
Владелец частной машины УАЗ(буханка) с маленьким(но достаточным) багажником. Живёт в Ишкашимском районе. Вывозил нас с Бартанга, а также обеспечивал контакт с местным населением.
Хасанов Садулло Our address in Uzbekistan: Tashkent, Farkhadskaya str. 20-8
Tel/fax: (+998 712) 50-87-37; mobile:(+998 71)187-93-21;
Head office in Tajikistan: Dushanbe Tel:(+992 372) 24-09-06;
Branch office in Khujand: tel: (+992 3422) 4-30-20;
Branch office in Penjikent: tel/fax:(+992 3475) 5-31-34; tel:5-50-88;
E-mail: adventure@pamir-travel.com
E-mail: sadoullo@mail.ru
E-mail: sayoh@mail.ru
E-mail: khilmira@mail.ru
Web-site:http:/www.pamir-travel.com

Его услугами мы не пользовались. На последнее письмо от 03.09 с окончательным планом путешествия он не ответил.
Оказываемые услуги:

  • Транспорт - Рабочий день - 120 $ день простоя машине 60$.
  • Оформление пропусков - около 25 $ с чел

Лоция водной части

Описание даётся для нашего уровня воды.
В указаниях уровня воды, имеется в виду уровень относительно среднего для времени похода (середина Сентября).
Все реки имеют преимущественно ледниковый характер питания, поэтому уровень воды довольно стабилен, то есть отсутствуют, например, дождевые паводки, характерные для рек Алтая и Саян.

р. Танымас

Уровень воды - выше среднего, приблизительно 30 кубов в Танымасском каскаде. Вода грязная, бело-коричневая, для питья пригодная (нам так пока кажется:) ).
От места окончания пешки (2 км вниз от устья р.Кокджар)Танымас в течении длительного времени река течёт в разбоях. В воде имеются разнообразные кусты. К концу разбойного участка дно реки представляет очень мелкий песок (типа ила), в котором при проводке судов через разбои можно довольно глубоко увязнуть, что мы регулярно проделывали, и даже навсегда оставить обувь, чего мы избежали.
Скорость течения всегда высокая.

№1. Первое сужение русла после разбоев, скальные стенки, большой камень у ПБ маленький у ЛБ - Ворота, валит на Большой камень, валы, бочки нет.

Гранатовый каньон (Танымасский каскад). Длинна 3 км. Фон III - III+ к.т.
Река уходит в каньон. На ЛБ красивый горный цирк с выходящей в сторону реки каскадной белой осыпью (горы левого берега расположены довольно далеко от реки). Берёзовая роща на ЛБ. Крупные скальные обломки в русле и на берегах. В каньоне под отвесной стеной вдоль реки имеется тропа по ЛБ, водопровод.
Условно выделяются отдельные пороги:
№2 "Входной" длина 60 м. V к.т. Расположен в самом начале каньона. Маловодная горка слаломного типа, с проходами шириной 2-3 м.
№3 Длина 80 м. V к.т. Локальный ЛП перед глобальным ПП. На ПБ три больших камня, удаляющихся от реки. Серия из 4-х 1 м сливов через всё русло, 3-ий осложнён бочкой, 2-й и 3-й полуобливными камнями на основной струе.
№4 "Большой пунктир" Длина 50 м. IV к.т. ПП после №3. Косая гряда камней от левого берега к правому, слалом на входе и выходе, проходы в гряде от 1-го до 3-х метров.
№5 Длина 60 м. IV к.т. Начинается на ПП после одного ЛП после №4. Шарообразный слив 1-1,5 м, прямой 0.8 м, в начале слабый прижим к ЛБ, в конце простой слалом.
После Танымасского каскада начинаются разбои и продолжаются вплоть до слияния с Кокуйбелью.

р. Кудара

Получается в результате слияния р.Кокуйбель и р.Танымас. Кокуйбель - очень маленькая речка, при слиянии с Танымасом она оказалась даже меньше, чем во время, когда мы проезжали её верхнюю часть на машине. Для сплава не рекомендуется.
Уровень воды - выше среднего. Около 50 кубов до Парадуза и около 70 после него. Вода цвета грязи. Для питья пригодна, при возникновении сомнений в этом рекомендуется обнести завал Парадуз.
Нижняя часть Кудары отличается самым сложным на всём маршруте фоном на 7-ми километровом участке.

№6 "Пализ" длина 150 м V к.т. Окончание разбоев после образования Кудары, ускоряющееся течение, ПП. Основная струя отжимается камнями ПБ налево и попадает в скалу, занимающую полрусла, обход справа по сливу, который через 6-8 м упирается в большой камень-зуб по центру. На выходе мощные валы до 1 м. Простой слалом.
№7 "Парадуз" Длина 4.5 км. Разбои после "Пализа" перекрыты мощным завалом. Ориентир - на ПП река упирается в песчаную стену затем делает ЛП огибая её. После этого река вкручивается в узкую щель. Непроход! Просмотр сложен, мы смогли просмотреть первые 150 м, на которых был порог приблизительно V к.с. Затем вся река уходит в щель с отрицательными стенками шириной 2-3 м. По левому берегу просматривается полка, местами перекрываея несколькими мелкими осыпями, из-за которых дальнейшее исследование каньона было прекращено. Обнос через мини перевал по "левому берегу" (перепад высот: подъём - 137 м, спуск - 264 м) (Уклон обнесённого участка - 40 м/км).

Каскад "Кудара" (запарадузье) Длина около 7 км.
Сразу после окончания обноса завала "Парадуз". Впадение правого притока р.Башурвдара.
Условно делится на два участка по признаку выраженности уловов:
Участок начинается от р. Башурвдара, оканчивается на 1 км ниже моста через реку. Длина 4 км. Фон IV к.т. Непрерывная цепь валов, бочек и навалов на камни, требует постоянного манёвра, на каждые 20 м длинны участка не менее одного требующего манёвр элемента, кроме отдельно выделенных ниже участков. Чётко выраженные улова отсутствуют, кроме отдельно выделенных участков. Трудности с чалкой для катамарана двойки невелики. Выделение отдельных участков производится при локальном упрощении реки перед ними и/или наличии характерных особенностей.
На участке выделяется 4 порога:
№8. "Косой от камня" Длина 40 м. IV к.с. Локальное расширение русла, смещение основной струи влево, упрощение участка, которому предшествует "бочка Каждого" - обрабатывающая по нашей воде бочка на 2/3 русла, отжатого камнем вправо.
Навал на камень ЛБ, косой слив через всё русло, в конце удобные чалки.
№9 "Две крепости" длина 150 м. V к.т. 200м после предыдущего Два простых слива на входной части, локальное расширение русла, разделённое на три части двумя большими прямоугольными камнями белого (слева) и чёрного (справа) цветов, центральный проход загорожен валами, снос в стороны. После камней левая (через 25-30 м) и правая(через 8-10 м) части упираются в камни берега и начинается серия из 4-6 прямых и косых сливов через всё русло высотой до 1,5 м. В конце относительно простая чалка в улово правого берега.
№10 "Предмостный" длина 100 м. IV к.т. после правого поворота становится виден мост, порог начинается у отвесного правого берега. Слалом среди множества камней (плотность выше чем на основном участке, но мощь воды меньше), присутствуют маловодные сливы.
№11. "Гибель мамонта" длина 60 м. IV+ к.т. Начинается примерно через 1 км от моста. На плавном правом повороте левый берег - скальная стенка. Относительно сильный прижим влево и на скальный выступ левого берега. Слив буквой "Г" через всё русло перпендикулярно направлению русла в правой и центральных частях, параллельно в левой части перед выступом. Порог навевает воспоминания о плотовых килях первопроходцев маршрута. Мощная выходная шивера.
№12 Второй участок каскада. До 3-го навесного моста (троса). длина участка 3 км. Начинается сразу за последним порогом.
Характер реки остаётся прежним, но появляются значительные, в основном пониженные улова у берегов. Сплошная цепочка порогов IV-IV+ к.т. длинной 50-100 м. допускающая чалку и перегруппировку между ними.

р. Бартанг

Образуется при слиянии Кудары и Мургаба. Мургаб это сравнимая с Кударой по величине река с чистой голубой водой, отстоянной в Сарезском озере и профильтрованной через Усойский завал.
Уровень воды - высокий.
В скобках указана старая нумерация, использованая на "старой лоции Бартанга".
На Бартанге номеров не добавляли, поэтому формула Новый№=Старый№+7.
Скорость течения на Бартанге высокая, даже на разбоях не менее (далеко не менее) 10 км/ч. Весь Бартанг вполне реально пройти за 2 дня не сильно напрягаясь.
Долина Бартанга очень красивая, часто встречаются водопадные притоки, безопасные каньонные участки. Берега сложены из разноцветных камней, скал, песков и т.п. Аскетичные каменные ущелья сменяются утопающими в зелени кишлаками. Пороги врасплох не застастают, поэтому следует держать наготове разнообразные запоминающие устройства.

№13(6)-№26(19) Малосущественные цепочки валов, либо прижимы. Встречаются навесные мосты и тросы.
№27(20) пор. Басид. Длина порога 100 м. IV к.т. После разбоев и к. Басид. Правый берег - песчаная осыпь, левый поворот, за поворотом ЛБ - высокая стенка. Порог на правом повороте, начинается после длинного плёса, после ЛП. Серия бочек расположенных по всей площади порога так, что попадание в несколько из них практически неизбежно. Прижим к скальной стенке ЛБ.
№28(21), №29(22) - простые пороги. В узких щёках у берегов навалы камней, на струе пенные валы, иногда бочки, вертикальная турбулентность напоминает о Тельдекпнях на Катуни, движение преимущественно по прямой.
№30(6)-№34(19) аналогично №13-№26. Прижимы становятся преобладающими и более заметными.
№35(28) пор. "Разуч". Длина 150 м. IV+ к.т. Правый берег - конец кишлака Разуч, ЛБ - скальная стенка, резкое сужение русла после "озера". Мощные валы до 1,5 м по всей длине порога. Косой слив на 2/3 русла в левой части в начале порога, прижим влево и бочка у ПБ в середине порога на ПП.
Далее начинаются разбои, иногда перемежающиеся несложными шивёрами и порожками (навалы камней).
Весь участок от №38 до №40 отличается более сложным фоном, около III к.с. в то время как сложность остального фона колеблется от I до II.
№38(31) пор. Бисав(произнаосится как английское Besow). Длина 150 м. Самый сложный порог на Бартанге. Окончание кишлака Бисав, камни в русле перед ПП, заметное увеличение уклона. Перед ПП большой камень делит русло на две равные части, основная струя от камня идёт в левый берег. Вокруг камня сливы 1 м. После камня струя отжимается вправо, имеется навал на ЛБ. На правом повороте, непосредственно после навала, в левой части русла большая косая бочка, в правой валы до 2 м. После ПП очень мощные валы. Манёвр осложнён валами до 2 м. Через 100-150 м после правого поворота прижим к скалам ЛБ, впрочем, к содержательной части порога не относящийся. Вода у берегов пульсирует с амплитудой 30-50 см.
№39(32) Длина 400 м. IV к.т. За правым поворотом после порога "Бисав" Две каменных продольных гряды в русле, после слияния проток мощные валы и бочки. Похож на фоновые шивёры и пороги верхней части, но значительно более мощный.
№40(33) пор. "Тридцать третий" Vк.т. Очень мощный прижим к скале ЛБ, за порогом виден глобальный ЛП, сам порог начинается после прижима. Река подходит вплотную к дороге на ПБ. Каменный завал у ЛБ на пол русла. Простой слалом в правой части. Затем слева котёл между двумя камнями шириной 10-15 м, куда уходит около 2/3 воды реки(вместе с "парусом"). Под правый камень "парус" уходит большая часть воды с отбойным валом. Проходы вокруг котла проблематичны (проход справа от "паруса" в принципе представляется возможным и не осложнённым котлом, хотя потребует большего угребания).

Краткий памирско-русский разговорник.

  • "Здравствуйте" - "Салём алекум"
  • "До свидания" - "Хайрухош"
  • "Как называется кишлак?" - "Им кадум кишлокас"
  • "Красивое место" - "Хошру джой" (хащьру дьжой)
  • "Узкое место" - "Джой танга"
  • "Большая задница" - "Бох сун"

Выводы (неофициальные).

  • Удался поход в наиболее экзотическом (на наш взгляд) для равнинного человека районе СНГ.
  • На Бартанге следует смотреть в основном по сторонам, а воде достаточно уделить и бокового зрения. (буквально не воспринимать!:)
  • Такие высоты - серьёзное испытание для среднеполосатого водника, дыхание затруднено, а рюкзак становится значительно! тяжелее.
  • В районе свирепствует солнце - следует запасаться большим количеством защитных мазей и припарок от ожогов и проч. (наши кончились к середине пути)
  • Ночи холодные, температура как правило ниже 0.
  • Перед ездой по горным дорогам водителя рекомендуется проверять на безбашенность, во избежание незапланированных пешек.
  • Темнеет в 17:30-18:00 по Душанбинскому времени, в Рушане пользуются уличным временем - на час вперёд (то есть 18:00 по Душанбинскому = 19:00 по памирскому)
  • Таджики и Памирцы это не одно и то же.
  • За нами следят! Всегда! (это о местных)
  • Обувь у памирцев старая и они будут очень рады даже недорванным поношеным кедам. Верёвки также в дефиците.
  • На Памире есть ещё много замечательных рек на которых следует побывать. (например Шахдара и Гунт)

скомпилировал ПКПетров aka " Pooh"
рассказ по походу


Необходимо авторизоваться