Дневник по Танымасу Кударе и Бартангу
Глава I. Кудара. (нижняя часть)
14 сентября у нас была самая аскетичная стоянка за весь поход. На правом берегу Кудары полка шириной около 300 м. На полке щебёнка и несколько больших камней, куст колючек, вверх в гору идёт распадок ручья, сейчас сухого, а в былые времена, наполнявший нашу полку щебнем.
Мы сплавились от конца обноса Парадуза около 1 км, вылезли посмотреть предстоящие пороги. Вечернее настроение подытожил командир - сплав окончен, пора устроить быт. Кудара течёт на 5-10 м ниже общего уровня долины среди крутых, иногда отвесных берегов из крупного булыжника. Камни живые. В смысле падают при наступлении.
Стою у реки, кидаю чалку ката наверх на полку. Вася ловит её и, скрываясь из видимости, крепит где-то на полке. Теперь кат стоит надёжно. Носы указывают в небо, корма полощется в реке, чалка крепит всю конструкцию к берегу. Собираем рюкзаки и по диагонали, чтобы не уронить часто срывающиеся из под ног булыжники на идущего ниже товарища, поднимаемся по берегу реки на полку. Ещё раз гляжу на бочку, завершающую первый запрорывный участок - с виду небольшая, но занимает пол реки и каждый из нас уже проверил её мощь - "вставило всем", - сказала Марина.
До этой бочки и до обеда обносили Парадуз с ослами. За 400 м до реки по горизонтали ослы отказались идти дальше и оставили нас перед обрывом - отсюда 15-20 м почти отвесного спуска по камням осыпи величиной с ботинок, потом 300-400 м по рвам и оврагам, сложенным из таких же камней, иногда встречаются скалы размером побольше. Кудара здесь - каменоломня, все камни безжалостно бьются на мелкие куски, скалятся острыми гранями. Только у воды камни приобретают более дипломатичный, закруглённый вид - близкое общение с Кударой придаёт им некоторую интеллигентность. Здесь, под покровительством реки, камни гораздо больше, она охраняет их от ветров в своём ложе, получая взамен форму, свой уникальный характер.
Идём по Кударе тандемами: Юра, затем мы, через 2 минуты Тритон и Красные. Ширина реки - десяток катов, в русле постоянно высокие острые валы, сильное течение. Увлекательный слалом - обходишь один камень и оказывается, что надо обходить ещё два… и быстро, но вообще слалом довольно бесхитростный - ловушек нет, "фан сплав" то есть в питерской терминологии. Вот Юра ушёл слишком далеко от нас и ждёт в улове, мы тоже заходим туда - отдыхаем. На участке Кудары выше моста "улово" это условное название участка замедленного течения у берега. Более 10 секунд в таком улове не простоять, надо либо идти дальше, либо вылезать чалиться. По команде "да, это круто!" идём дальше, рулим, увёртываемся.
Перед нами через 50 метров загадочное место - с воды не просматривается, основная струя уходит к отвесным стенам левого края нашего оврага, чувствуется подпор. Юра уже стоит справа в улове, отфыркивается и мы тоже готовимся чалиться. Впереди горка воды - обливняк на треть русла, кажется не страшным, уповаю на то, что "нас хранит рука Аллаха и внушительный объём"(тмJ), кричу "давим", Вова странно мычит - согласен, очевидно. Мы рушимся вниз, картинка пропадает, по спине поливают как из брандспойта, кат стоит полулагом к нашей бочке, руки цепляют струю где-то впереди и пытаются рычагом повернуть кат, правый баллон подозрительно лёгок. После непродолжительной борьбы всплываю, весь в пене, на правом баллоне порядок, Вова держится за струю. Выгребаемся из бочки и чалимся. Выпрыгнул на камень держу нос своего баллона, пока вылезает товарищ, и в это время камень, на котором стоит колено левой ноги съезжает в реку, переставляю ногу, очередной камень съезжает в воду, пока играю в эскалатор, Вова выходит по раме ката на берег и помогает освободить удобное место чалки для последователей. Юра уже занял операторское место напротив бочки и поджидает остальных. Каждому достаётся от этой бочки: Тритон исполняет привычный финт, выехав на чалку на ребре правого баллона, Красные совершают карусель под пристальным взглядом камеры. Позже Юра говорил, что и ему весьма вставило в том месте. Такое вот крещение Кударой завершило наш первый сплавной день после Парадуза.
Кудара становится несколько проще после моста, когда кончается овраг и скалы подходят ближе к реке. Появляются значительные прижимы в стены, напоминающие о плотовых килях первопроходцев, появляются чётко выраженные улова каждые 100-200 метров, а в остальном характер реки остаётся прежним.
До моста мы принимали второе посвящение, постепенно вживаясь в правила нашей реки. Тритоны выполняли уже ставшие привычными финты, Красные играли в родео (не то, которое на бурной воде, а то которое с конями и выпадением из стремян) с вымыванием игроков, отчего немало перенервничали. Мы 4 минуты "жили" прижатыми к большому столбу посреди реки, погнув две продолины.
Порог, где мы "жили" - один из самых характерных, его мы проходили с полным соблюдением ритуалов береговой страховки, фото и кино съёмки, обноса вещей и осмотра. В середине порога Кудара временно разливается (не утрачивая, тем не менее скорости и мощи течения) образуя фигуру типа круга диаметром 30-40 метров если смотреть сверху. На этом круге, как в восточном символе "инь-янь" (навь и явь если по-русски) по разные стороны от извилистой центральной струи стоят большие камни-столбы, которые делят реку на 3 примерно равные части, левый камень - белый, правый - чёрный. Соответственно, если следовать идее символа слева течёт чёрная вода - навь, по которой шли Тритон и Красные, справа белая - явь, которую выбрал Юра. Мы, решив избежать манёвра в выходной части порога, решили идти между камнями - по прави то есть J, но не догребли и прижались к белому столбу.
После обеда и моста мы окончательно освоились с правилами игры и в приподнятом настроении шли ещё 4 км до окончания нашего "каскада". К моменту, когда сверху проплывает третий трос для переправ, Кудара, как будто, уходит куда-то - вода остаётся, камни тоже продолжают встречаться, но это уже "обычная тройка": сидеть на кате в ожидании веселья приходится гораздо больше, чем рулить.
Прощаемся с Кударой. На карте генштаба, которой мы пользуемся, река пишется по-другому - Гудара. Андрей и, кажется, Вася тоже называют её через эту букву. Правильного названия для русского языка нет. Когда мы пытались научиться нескольким местным словам, даже самое чистое, казалось, произношение вызывало у туземцев учительско-поправлятельскую реакцию. Кудара - это два слова. Ку(здесь "к" - это звук "к" с примесью "г" как мне кажется, хотя можно считать и наоборот J) - гора. Дара - ущелье. То есть "горное ущелье"- про воду ни слова. Впрочем, мы это заметили - воды нет, сплошная жопа.
До Бартанга ещё около получаса. Физическое напряжение ушло и затаилось. Слева видим дорогу, уходящую вверх. По словам местных жителей, это на Сарезское озеро, и теперь до него 12 км, а раньше (вверх по Мургабу от стрелки с Кударой) было 25. Но сходить на него мы всё равно не успеваем - это очень зря. Завтра будет полуднёвка и пойдём по Бартангу. До встречи с машиной 3 дня. В предварительном плане было 3 "дополнительных" дня на случай всяких неувязок - это 2 дня на Сарезское озеро и один из "бартангских" дней - предполагалось, что если очень напрячься, то можно его проехать и за два дня, потом оказалось, что напрягаться и не надо - 2 дня это естественный срок. Два дня из этого запаса мы съели на заброске и кударинском сюрпризе, да и к Бартангу тогда относились с подозрением, поэтому озера не будет. Вообще Сарезское озеро - символ этой (памирской) части маршрута и если бы мы на нём побывали, это был другой маршрут… и буквы.
Глава III. Пешка, Танымас, возвращение к Кударе.
Всё начиналось с пешки. Наша пешка возникла от смеси водительских нервов, сломанной дороги и стайки ишаков с хозяевами. Мы шли почти налегке, сами несли только один собранный кат без внутренних камер. Дорога в нескольких местах пересечена выносами ручьёв, огромными булыжниками, а объехать негде - с одной стороны стена, с другой обрыв. На вершине перевала видно долину Танымаса - он, в многочисленных протоках приходит откуда-то издалека, идёт прямо на нас, но не доходя каких-то 15 км, уходит в сторону, на юг. Вокруг нас пустыня, обрамлённая причудливыми горами.
Почти день мы шли по разбоям. От огорчения мы даже соорудили на нашем МП дыру размером с локоть. Вот Танымас прорывается через последнюю серию разбоев. В ней нас ждёт сюрприз: когда выпрыгиваешь в воду, чтобы провести, в очередной раз, застрявший кат, проваливаешься в вязкую хлюпающую субстанцию, из которой здесь сложено дно. Зазевавшегося товарища она может и разуть.
Вот здесь и даёт трещину наше привычное мироощущение. Часы, по которым привык жить, теряются в этом разжиженном песке и начинается сказка. Воздух вокруг нас такой, как будто в нём растворили надпись "такого не бывает" (ТНБ). Вдыхаешь, и эта мысль отчётливо проступает на изумлённой физиономии. Буквально всё здесь отмечено этой печатью, даже на запасном весле есть эта аббревиатура с ошибкой в последнем слове - "TNP".
Мы уже собрались в одно русло и несёмся навстречу обеду, обнаружению дырки, починке и Гранатовому каньону. В наказание за поломку 1 км до каньона мы с Вовой идём пешком, оставив заживающий кат до завтра. Остальные съезжают вниз, ставят лагерь и смотрят каньон. Для нашей 3 км высоты над морем, подняться на 30 м вверх по тропе от реки с 25 кг рюкзаком - настоящий героизм, дома и 40 кг как-то легче, зато всё попробовали.
Первый порог мы несём по скальным обломкам невероятных размеров параллельно с Красными и становимся на страховку. Смотрим со стороны на питерцев, прошли они хорошо, начинаю вырабатывать в себе иммунитет к некоторым их приёмам типа "финт тритона" (проезд на ребре, когда один баллон торчит в небо) и "постояли в улове" (врезание в скалу с размаху). В первое время "финт", а особенно "постояли" вызывали мурашек, непроизвольное движение к морковке и общее страховое напряжение, но уже к концу каньона к "финту" вполне привык, "это же типичный наши приёмы, и нервничать ещё совершенно не время", - сказала Марина про "финт", когда делился переживаниями.
Остальной каньон идём вместе, иногда страхуем друг друга на фото/видео и морковки. В каньоне средней сложности слалом, серии сливов до 1 м, воды не много, но она, по сравнению с алтайской и кавказской, довольно жёсткая, дерётся.На берегах реки в каньоне груды камней, многие с вкраплениями гранатов, покопавшись в каменной крошке, можно найти и отдельные гранаты и турмалины.
Каньон окончился, речка упростилась и, снова, начались разбои, сначала с порогами, мощной струёй, а потом вялые, как сверху. Где-то в процессе разбивания слева выросла скала и из под неё к нам приплыл маленький ручеёк - Кокуйбель. Теперь разбиваемся по Кударе, к вечеру дошли до порога, ура! Порог идём утром - мощный, с навязчивым слаломом, большими валами. Это уже не Танымас - драка стала отчаяннее, река балуется с нами. Ещё несколько простых порожков и опять разбои с причудливыми песчаными и глиняными отвесными стенами. Вообще, на этом маршруте каньонообразные конфигурации - основное психологическое оружие, способ ослабить связь с реальностью. "Ближе, ближе водники", - шепчет прижим в отвесную скалу на Бартанге - мастере этой технологии, с которой к нам с неба, сверкая на солнце, летит водопад. Но мы всё ещё на Кударе, глазеем на шедевр каьоностроения - прорыв Парадуз.
У Кудары довольно широкая долина. Это относительно плоский участок земли шириной 1-2 км, обрамлённый цепочкой заснеженных голых и надменных гор. Кажется, что в них там даже воздуха нет - такие они безжизненные. И вдруг, посреди долины вырастает ещё одна гора, почти такая же высокая. Кудара, защищая свою территорию вторжения враждебной стихии, отсекает незваную гостью от правого хребта узким разрезом - это и есть Парадуз. Вода закипает во входном пороге и бросается в 10-метровую щель с высоченными отвесными стенами. На левом берегу есть неширокая скальная полочка, но пройти по ней без спецсредств альпинистского характера мешают осыпи, потом Кудара скрывается за поворотом и погружается в неизвестность. Возвращается к нам она только в каменоломне через 3 км от начала.
Мы с ослами обходим внезапную гору слева, через псевдоперевал, наш путь в два раза длиннее чем у реки. И вот, справа выходит наша речка и в неё впадает правый приток - Башурвдара. Даже с километрового расстояния этот приток вызывает уважение. Расход порядка Танымасского, щедро посеянные по всему руслу огромные скалы, какой-то нездоровый уклон (явно за 50). Судя по карте, есть тропа обноса Парадуза справа и она позволит прийти на Башурвдару до впадения. Это была бы война.
Глава IV. Бартанг.
Бартанг получается от слияния Кудары и Мургаба. Первые сотни метров справа течёт грязь Кудары, а слева прозрачная голубая вода Мургаба. В характере Бартанга гораздо больше Мургаба чем Кудары, в некоторых упоминаниях весь отрезок от впадения Кудары до Пянджа называют Мургабом.
Скорость течения в Бартанге очень высокая, береговые скалы проносятся со свистом, но вода практически ровная. Очень скоро Бартанг начинает оправдывать своё название - мы попадаем в причудливый каньон. (Танг -узкое место по-местному, насчёт Бара есть разногласие: местные говорят, что это значит по-памирски "широкое место", КВ говорит, что по-таджикски это "нести" или "нестись" и настаивает на своём варианте перевода ибо "несущийся в теснине" это гораздо красивее, чем "то широко, то узко"). Ширина каньона 30-50 метров, скалы отвесные, иногда с выступающими каменными блоками. Потом скалы отступают и река разливается на повороте, чтобы снова попасть в очередной скальный коридор.
Прижимы здесь самые настоящие, можно помещать в учебник без изменений, из-за священного страха к ним плотовики - первопроходцы реки испещрили схему кучей циферок, обозначающих препятствие, а для нашей катамаранно-каячной бригады это всего лишь невинная забава.
Скалы в очередной раз расступаются, но вместо обычных в таких случаях осыпей, перед нами открывается утопающий в зелёни клочок земли на берегу - мы добрались до первого кишлака. Высокие тополя, фруктовые деревья, чистые белые дома. Всё это окружено огромными, всех оттенков коричневого и чёрного, безжизненными горами. Загадка - как смог этот клочок зелени закрепиться в этих горах, где даже воздуха нет. Похоже, на берег вышло всё население кишлака - смотрят на нас, привечают, зовут на чай. Последний раз водников они видели более 10 лет назад. Чувствуешь себя воплощением героев местных сказок и легенд, ну как минимум космонавтом. Третий закон Ньютона не забывает сработать - когда ты для кого-то персонаж сказки, то и для тебя его реальность будет сказкой, сном. Вспоминаю, что я делал во сне, чтобы летать, попробовал здесь - не получилось, видимо, что-то не так вспомнил.
Вокруг, все в белом, растут пики - Революции, Советских Офицеров и ещё огромное число безымянных. "У них дядя на пиковой фабрике работает", - сообщает Вова, - "У него этих пиков - завались, вот и шлёт кому попало" (тм J).
Опять пропадаем в каменном ущелье, несколько поворотов и перед нами прижим в водопад правого берега - с высоты 15-20 м с отвесной скалы в Бартанг падает искрящийся в лучах солнца поток и, чуть не долетев до уровня реки, разбивается об камни у подножья отвесной стенки - включаем камеру и проходим прижим. С отмели на левом берегу видеострахует Юра.
Все правые притоки у Бартанга грязные, а левые - чистые, но сам Бартанг упорно держит наследие Мургаба и остаётся относительно чистым - гораздо чище Кудары и Танымаса. Вот очередной правый - так называемый Борщец, результат слияния рек Рохац и Кохац. Мутная вода в нём имеет красный цвет.После Басида и жёлто коричневая гамма окружающих горы уступает красным и серым оттенкам, только в ущельях, у самой воды горы имеют свой традиционный цвет.
Ночуем и обедаем у разных притоков поблизости от кустов барбариса - здесь его целые заросли. Вся долина Бартанга пропитана запахом барбариса. Кроме него есть какие-то колючки и прочая ползучая растительность. Редко встречающаяся трава - жёлтая. Жизнедеятельность в этих горах незаконна, за исключением специально отведённых кишлаков.
Пороги на Бартанге есть, две штуки смело можно отнести к определяющим порогам маршрута - на правом повороте у кишлака Бисав и в 5 км ниже него после очень сильного прижима к левой скале - серьёзные штуки со слаломом, большой водой и здоровыми валами и бочками. Ещё есть порог в 20-метровой щели у кишлака Разуч - стиральная доска из огромных валов на правом повороте, а вообще пороги на Бартанге - вещь второстепенная. Пройти их - дело техники, основная сложность - не пропустить при этом какую-нибудь выдающуюся картину на берегу. Истинный шедевр берегового искусства Бартанга - плачущая скала за два поворота до впадения Биджравдары справа. На почти отвесной стене из красного камня есть несколько впадин и выступов, на которые сверху падает струйка воды. Затем по наросшему мху она растекается по всей ширине скалы и множеством капель падает на прибрежную осыпь.
Финиш.
Приплыли мы в заброшенный сад кишлака Емц, где сутки ждали до приезда нашего водителя. Тут же нас нашли местные дети - показали "правильное" ореховое дерево, научили фразам из своего языка, сводили к себе в кишлак. Здесь дети гораздо более контактны, чем внизу. В школе они учат русский и английский языки и к моменту окончания школы они знают 4 языка - родной памирский, таджикский, русский и английский. Вообще уровень образования (названные ребятами изучаемые предметы) показался нам поразительным для такой деревни.
Вот и окончился маршрут по одной из "великих памирских рек". Всего существует пять "великих памирских рек" - притоков Пянджа (поэтому он и носит такое названия "пяндж" - в переводе значит "пять"). Это Памир, Гунт, Бартанг, Язгулем и Ванч.
В Москву мы летели из Душанбе, а перед этим ехали вдоль Вахша - ещё одного огромного притока Пянджа, получившегося в результате слияния Обихингоу и Сурхоба (Кызылсу в Киргизии).
Справочная информация (краткий отчёт).
Спасибы.
За... | |
Всем кто там был | ...отличную команду, поход и вообще! |
Питерскому клану - Марине, Васе, Юре и Московскому клану - Андрею. |
...аванс доверия к незнакомым людям, стране, непопулярным теперь рекам до похода. |
КВ (командиру) | ...несгибаемое намерение "всё-таки вытащить нас на Памир" |
Тылу. Тем кто там не был. | ...помощь в подготовке, выборе маршрута, поддержку в процессе. |